Почему не просто решить проблемы валютных заемщиков? Материал для ипотечных гурманов
При рассмотрении вопроса важно не смотреть на него со стороны одного из участников, а постараться подумать обо всех сразу и постараться найти хоть какую-нибудь систему.
Сложность вопроса заключается в том, что к ситуации не могут быть применены методы системного подхода, потому что система, на первый взгляд, отсутствует.
Вспомним определение великого советского академика Анохина П.К. «Системой можно назвать только такой комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношения принимают характер взаимоСОдействия компонентов на получение фокусированного полезного результата».
Какой совместный полезный результат у участников процесса? И кто эти участники? Попробуем выделить основных участников. К ним относятся коммерческие банки, валютные заемщики, центральный банк.
Отметим, что ипотечный рынок конкурентный и информационно открытый. В крупных городах, где выдавались валютные ипотечные кредиты, было значительное предложение ипотечных кредитов в рублях. Причем, после 2009 года рублевое предложение превалировало.
Первые два участника, а именно банки и заемщики определенно в своей деятельности использовали связку риск-доход. Отметим, что кто-то осознанно, кто не очень, оценивали риски. Но оптически ставки в валюте всегда выглядели более привлекательно. При этом, банк безусловно более квалифицированный игрок в теме риск-доход. Тему социальной ответственности банков из рассмотрения исключим. Так же как и тему свободы договора. В рыночных условиях они компенсирую друг друга при наличии конкуренции.
Третий участник – Центральный Банк РФ, который регулирует всю банковскую деятельность, следит за рисками, ликвидностью и т.д. И вообще по умолчанию должен быть самым умным банком и в своих документах давать банкам подсказки или прямые указания. ЦБ не связан с задачей получения ежеквартальной прибыли, смотрит стратегически и использует мировой опыт.
Получился треугольник ЦБ – коммерческие банки - валютные заемщики.
К сожалению, для рассмотрения проблемы этого треугольника недостаточно и к этим участникам надо добавить еще несколько, к ним относятся.
-
все ипотечные заемщики в РФ, которые также могут требовать помощи,
-
выборные органы и лица (ГД, президент и др.), которые избираются населением, в том числе заемщиками,
-
правительственные структуры, работающие по указанию соответствующих руководителей и реализующие на практике социально-экономическую политику, т.е. работающие для народа.
Стоит отметить, цифры, которые оценивают обстановку, взяты с сайта АИЖК по состоянию на первое декабря 2014 года с небольшими округлениями для наглядности.
Общая задолженность по ипотечному кредитованию 3,4 трлн. рублей, по валютным кредитам 128 млрд. Средний кредит – 1,7 млн. руб. При этом помним, что ипотечные кредиты в валюте, по сумме больше рублевых примерно в 3 раза. 100 тыс. долларов к кризису 2008 года воспринимались как нормальный кредит. При этом 1,7 млн. руб. – в среднем по стране, а валютная ипотека стремилась в крупные города.
Методом деления на средний размер кредита получаем, что в стране всего около 2 млн. заемщиков, из них около 30 тыс. валютных. У соответствующих специалистов, есть более точные данные, но для понимания ситуации этого достаточно.
Просроченная задолженность по рублевым кредитам равна 27 млрд. руб. и составляет 0,8% от кредитного портфеля.
Просроченная задолженность по валютным кредитам равна 18 млрд. руб. и составляет 14,4 % от кредитного портфеля. Для понимания динамики запишем, что в начале года просроченных кредитов было 14,8 млрд. руб. или 12,5 %. Очевидно, что проблема не в последние месяцы родилась. Можно сказать, что острота проблемы валютных заемщиков отличается в 15 раз, а в начале года отличалась в 12 раз. Это связано с интенсивной выдачей рублевых кредитов в 2014 году. Отметим еще один фактор - момент активизации валютных заемщиков со своими протестами. Кроме личных проблем пострадавших людей может примешиваться использование их возмущения для роста протестных настроений. И не стоит забывать, что в цепочке просрочка-дефолт-взыскание-продажа квартиры на выходе денег не хватит, чтобы закрыть потери банков.
Определив всех участников, попробуем обобщить цифры.
Участники |
Кол-во |
Кредитный портфель млрд. руб. |
Просрочка млрд. руб. |
Просрочка % |
Острота проблемы в настоящий момент |
Размер просрочки в млрд. руб. при возрастании просрочки в 2 раза |
Перспектива влияния проблемы при кризисе продолжительностью 2-3 года |
Рублевые заемщики |
1950000 |
3 300 |
27 |
0,8 |
умеренная |
52,8 |
Просрочка будет расти и размер потерь будет значителен и может стремиться к 100 млрд. руб. и более. Выдача сокращается, портфель уменьшится, и потери будут еще существеннее |
Валютные заемщики |
50000 |
128 |
18 |
14,4 |
значительная |
37 |
Просрочка и потери будут расти, но размер потерь имеет фиксированный предел около 50 млрд. руб. |
Всего по заемщикам |
2000000 |
3 440 |
45 |
|
умеренная |
89,8 |
Суммарный размер просрочки, дефолтов и в итоге потерь может быть критичен для некоторых банков, т.к. может превысить 150 млрд. руб. |
Вывод. Проблема валютных заемщиков остра уже сейчас, со временем будет возрастать. Проблема рублевых заемщиков не так остра, но при ухудшении ситуации даст абсолютный прирост просроченной задолженности. Общий размер риска потерь приблизится к 100 млрд. руб. и, оставаясь относительно приемлемым, станет в абсолютном значении значимым для системы. При продолжении кризиса 100 очень быстро превратиться в 150. Цифры не претендуют на абсолютную точность, но нужны для количественной оценки.
Перспективы возникновения рисков можно свести в таблицу.
|
Коммерческие банки |
ЦБ РФ |
Президент, ГД |
Правительство |
Рублевые заемщики |
Нарастание потерь при отсутствии системных изменений до критичного уровня |
Риски убытков и ликвидности банковской системы |
Потеря надежды, доверия. Потеря электората на следующих выборах |
Невозможность добиться экономических успехов из-за роста локальных проблем, которые становятся системными |
Валютные заемщики |
Потери при конвертации. Потери от дефолта в фиксированном размере |
Репутационные риски за курс и за валютное регулирование |
Шумные протесты, которые могут быть объединены с локальными протестами и создать иллюзию массового недовольства властью |
Репутационный риск обвинения в неспособности решить проблему, которую «сами» допустили и не могут помочь. Косвенно будет проецироваться на другие действия Правительства |
Правительство понимается в широком смысле слова. АИЖК – тоже Правительство.
Подходы к решению проблемы
1. Рассмотрение проблем рублевых и валютных заемщиков одновременно.
2. Понимание, что кроме конкретных заемщиков много зависит от «здоровья» кредитных портфелей, а это обязательная поддержка выдачи ипотечных кредитов. Самостоятельно банки могут бороться с просрочкой только при росте кредитных портфелей.
3. Учет интересов коммерческих банков в части помощи в формировании новых активов и пассивов, в том числе рефинансирование.
4. Рассмотрение ипотечного кредитования как системообразующего бизнеса уровня РЖД, Роснефть, Газпром, но влияющего в суммарном выражении на большое количество граждан (избирателей) и связанного бизнеса.
5. Конкретные технологии помощи были отлажены еще в прошлый кризис. Сейчас они могут быть применены только при ответе на вопрос: за чей счет праздник.
6. Решение локальных проблем, таких как валютные заемщики, могут быть реализовано при солидарном участии всех сторон. Например, банк проводит конвертацию валютного кредита в рублевый. При определении ставки и курса потери делятся на троих: банк, заемщик, государственный институт (ЦБ, Правительство). Если банк делает отсрочку выплат по кредиту на 24 месяц, то, как минимум, ему надо помочь с ликвидностью. Возможен вариант деления на двоих участников связки риск-доход, но тогда см. политические и иные риски.
7. Применение системного подхода возможно только при понимании, что граждане, коммерческие и государственные институты образуют систему (страну), у которой есть двуединая и неразделимая цель или формула – процветание граждан=процветание государства.
Общий вывод. Отдельное рассмотрение валютных заемщиков без стратегической помощи всей системе ипотечного кредитования не даст положительный эффект, а может привести к социальной напряженности и отвлечению от решения системных задач.
Для того чтобы оставлять комментарии вам нужно авторизоваться
Авторизоваться