Ипотечная мозаика января. Главные новости
Новый 2016-й год вступил в деловую жизнь быстро и решительно. Новостная лента января интересна и разнообразна, но по основным позициям отражает процессы, начатые в 2015 году.
В чем смысл главных событий?
Одна новость представляет фрагмент информационного отражения действительности, а несколько новостей составляют мозаику, которая может сложиться в картинку.
Привлекательность картинки – дело вкуса и фокуса бизнес интересов.
Новостная тема |
Основные события |
Смысл |
Программа субсидирования ипотечных кредитов |
1. Подведены итоги 2015 года Застройщики получили 592 млрд руб., в том числе 374,2 млрд руб. кредитных средств, 217,8 млрд. руб. средств населения (36,7%). 210 633 квартир куплено по программе, Субсидирование дало 30 % ипотечной выдачи. На компенсации кредиторам затрачено 2,7 млрд. руб. из 20 млрд. руб. 2. Участники рынка, политики, высокие руководители высказались о судьбе программы программу не продлевать, программу продлить до конца года, новые формы поддержки внедрить (субсидирование первоначального взноса, рефинансирование и др.). 3. Оценки отмены программы различаются от сильно негативного до сдержанного. |
Успех программы налицо. Участники вошли во вкус и не хотят прекращать налаженное взаимодействие. Продление программы означает выделение дополнительных средств на компенсации. Остаток в 13 млрд руб. нужен для последующих выплат по выданным кредитам. Четкое обозначение главного выгодоприобретателя программы – застройщиков коррелируется с определением главных отраслей для поддержки в 2016 году Переход к персональной поддержке граждан в виде первоначального взноса не может быть системным решением: повышает кредитные риски, не способствует вовлечению свободных средств населения, сложен по социальному выбору. Для банков программа локально повышает прибыльность, но не решает вопрос рефинансирования соответствующего кредитам по срокам. Серьезная дискуссия уже доходит до этого вопроса, который намного сложнее программы. Вывод. Отсутствие иных эффективных форм поддержки делает продление программы реальным и интенсифицирует дискуссию о более системной поддержке. Вопрос будет не только о формах, но и об адресатах поддержки. |
Валютные кредиты |
Публичные акции протеста валютных заемщиков с обвинениями банков и требованиями решить их проблему. Информация предоставляется тенденциозно с социальным подтекстом, частные примеры некорректно обобщаются, идет давление на грани угроза политического взрыва. Без должного анализа тема бурно подхватывается СМИ. Заявления части публичных деятелей о том, что надо зафиксировать курс конвертацию и перевести кредиты в рублевую форму. Заявления части публичных деятелей, что это частный вопрос заемщиков и их кредиторов. Заявления банков о своей позиции по основной схеме: большинство проблем давно решено, а оставшаяся часть незначительна и мы ею занимаемся. Заявления государственных деятелей о том, что запущена программа реструктуризации, деньги выделены и помощь придет. |
Реальная проблема нескольких тысяч из нескольких миллионов ипотечных заемщиков превратилась из экономической в PR тему и стала новостью, на которой можно получать дивиденды. Все используют тему для PR и не всегда конструктивно. Количество представителей валютных заемщиков стремится к количеству реально попавших в дефолт. Количество ошибок журналистов в сюжетах трудно сосчитать. Спокойный и честный анализ причин проблемы тонет в голосе обвинений. Факт изменения провалившейся программы реструктуризации и ее финансирование (4,5 млрд руб.) радует. Практика применения в части валютных заемщиков потребует изменений программы, но будет давить стремление не обидеть рублевых заемщиков и желание не допустить зоны публичного социального недовольства. Теме не хватает системного антикризисного управления. Государство через мало скоординированные заявления сбивает с толку слабые и возбужденные умы. Банкам не надо стесняться давать данные о своих валютных портфелях, особенно о том, как они обслуживались и реструктуризировались, чтобы показать картину во всем ее многообразии. Любые шаги по поиску компромисса должны активно демонстрироваться. Положительный пример показал Абсолютбанк, сделав итерационный шаг навстречу и правильно показав его в информационном поле. Размер проблемы не соответствует производимому шуму. Например, обманутых дольщиков во много раз больше. Вывод. Без активной и честной информационной позиции государства и банков маленький уголек будет периодически превращаться в публичное пламя, не соответствующее размеру вопроса. Вопрос или решится за квартал или будет тянуться годами. Проблемы надо решать индивидуально, не пытаясь найти волшебное общее решение. |
Реформирование АИЖК |
Информация о продолжающихся изменениях в руководстве АИЖК. Информация о планомерном закрытии регионального офиса АИЖК в Ярославле, являвшимся по сути был розничным центром, и переходе части сотрудников в ВТБ 24, которому переданы на обслуживание закладные (клиенты и кредиты). |
Осуществлены мероприятия по практическому превращению АИЖК в новую государственную корпорацию с другими функциями и задачами. Вывод. Ипотечное жилищное кредитование уходит на второй план, потом уйдет на третий и т.д. Необходимо перестать воспринимать организацию как Агентство по ипотечному жилищному кредитованию, а ждать проявлений единого института развития в жилищной сфере. |
Для того чтобы оставлять комментарии вам нужно авторизоваться
Авторизоваться