Минстрой обозначил изменения в управлении доступностью ипотечного кредитования
Весной и летом 2016 года прошел ряд важных мероприятий, включая заседание Госсовета по вопросам развития отрасли и совершенствования градостроительной деятельности от 16 мая 2016 года. Высшие руководители страны неоднократно подтверждали важность ипотечного кредитования для реализации жилищной политики.
• ПРИГЛАШАЕМ НА III РОССИЙСКИЙ ИПОТЕЧНЫЙ КОНГРЕСС •
В результате Минстрой разработал и опубликовал в конце сентября описание нескольких приоритетных проектов, функциональным заказчиком, которых назначен Министр строительства и ЖКХ Мень М.А. С ипотечным кредитованием связаны проекты, выделенные в направление «Ипотека и арендное жилье», в том числе:
• повышение доступности ипотечного кредитования для граждан России»,
• развитие жилищного строительства»,
• формирование и развитие рынка арендного жилья в Российской Федерации».
В упомянутых документах практический интерес для участников рынка и граждан представляют изменения по сравнению с действующими документами. Выделим наиболее существенные моменты.
Первое. Горизонт планирования расширен до 2025 года.
• Действующие сейчас программные документы ограничены 2020 годом. К ним относятся:
• Стратегия развития ипотечного жилищного кредитования,
• Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»,
• Стратегия развития Единого института развития в жилищной сфере (АО АИЖК),
• Долгосрочная программа развития Единого института развития в жилищной сфере.
Для справки. Выборы Президента пройдут в 2018 и 2024 году, а Государственной Думы в 2021 и 2026 годах. Итоги проектов будут докладывать уже следующему Президенту.
Для области ипотечного кредитования и родственных отраслей расширение горизонта планирования привело к обозначению новых стратегических ориентиров развития.
Второе. Обозначена перспектива существенного роста ипотечного жилищного кредитования.
Основным плановым показателем является количество выданных кредитов в год. Объем выданных кредитов считается аналитическим показателем. Средний размер кредита был рассчитан автором.
Таблица 1. Плановые показатели ипотечного жилищного кредитования
Показатель |
Базовое значение (2015) |
Период, год |
|||
2017 |
2018 |
2019 |
2025 |
||
Количество выдаваемых ипотечных жилищных кредитов, тыс. шт. в год |
700 |
921 |
1 000 |
1 100 |
2 200 |
Объем выдаваемых ипотечных жилищных кредитов, млрд рублей в год |
1 200 |
1 700 |
1 900 |
2 200 |
5 500 |
Средний размер кредита, млн рублей |
1,71 |
1,85 |
1,90 |
2,00 |
2,50 |
Отметим, что ожидается увеличение средней суммы кредита. В последние годы это явление не наблюдалось (табл.2). Можно предположить, что Правительство в своем прогнозе учитывает увеличение стоимости недвижимости.
Табл. 2. Ретроспектива средней стоимости кредита
Год |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Средний размер кредита, млн руб. |
1,28 |
1,41 |
1,88 |
1,17 |
1,25 |
1,37 |
1,49 |
1,64 |
1,74 |
1,66 |
Русипотека в начале сентября опубликовала свой прогноз объемных показателей.
Табл. 3. Вариант прогноза Русипотеки по развитию ипотечного кредитования
Год |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
Объем выдаваемых ипотечных жилищных кредитов, млрд руб. |
1 450 |
1 700 |
2 000 |
2 400 |
2 900 |
3 600 |
4 500 |
Очевидно, что Правительство и экспертное сообщество верит в уверенные перспективы развития ипотечного жилищного кредитования.
Для непосредственного развития ипотечного кредитования выделение бюджетных средств не предусмотрено.
Третье. Дан прогноз временного замедления роста строительной индустрии.
Строительная отрасль не сможет в ближайшее время увеличить объемы жилищного строительства, но и резкого падения не ожидается (табл.4). Указанный прогноз будет несколько сдерживать рост ипотечного кредитования. Ориентир текущего года - 76 млн кв. метров.
Таблица 4. Плановые показатели жилищного строительства
Показатель |
Базовое значение (2015) |
Период, год |
|||
2017 |
2018 |
2019 |
2025 |
||
Объемы ввода жилья, млн кв. метров |
85,3 |
81 |
88 |
94 |
120 |
Четвертое. Уменьшены ожидания от Фабрики ИЦБ, внедряемой АИЖК.
АО АИЖК готовит к внедрению технологию выпуска ИЦБ, обеспеченных гарантией АИЖК. Ожидается, что однотраншевые бумаги будут выпускаться быстро и дадут доступ банкам к более дешевому фондированию (табл.5).
В стратегии АИЖК предусматривалось уже в 2020 году выйти на уровень 45 % доли выпуска ИЦБ от всего ипотечного кредитования.
Таблица 5. Перспективы влияния АИЖК на выпуск ИЦБ
1. |
Объем использования ИЦБ с поручительством АО «АИЖК» не менее 50 млрд рублей |
30.06.2017 |
2. |
Достижение доли выдаваемой ипотеки, фондируемой за счет ИЦБ с поручительством АИЖК, в размере 15% |
01.01.2019 |
3. |
Достижение доли ипотеки, фондируемой за счет ИЦБ с поручительством АИЖК, в размере 40% |
01.01.2025 |
Пятое. Уточнены сроки внедрения инфраструктурного обеспечения ипотечного бизнеса.
В очередной раз подтверждена важность снижения издержек и увеличения эффективности деятельности кредиторов.
Контрольным сроком изменения нормативно-правовой базы в целях внедрения электронной закладной и кредитного дела определено 30.06.2017. Среди мероприятий обозначены регистрационные действия в электронном формате.
Шестое. Земельные ресурсы и инфраструктура подержат жилищное строительство.
Единственный проект, на который планируется выделять бюджетные средства в размере 85,8 млрд рублей в 2017-2019 годах. Что взамен? На землях, вовлеченных в оборот АИЖК (13 500 га) в 2020 году будет построено 5 млн кв. метров жилья. Столько же по линии подпрограммы «Стимулирование программ жилищного строительства субъектов РФ» (табл.6). В таблице Минстроя указан 2025 год, но по смыслу должен быть 2020.
Таблица 6. Результаты использования бюджетных средств
Показатель |
Базовое значение (2015) |
Период, год |
|||
2017 |
2018 |
2019 |
2020 (2025?) |
||
Объем ежегодного ввода жилья на земельных участках, вовлеченных в оборот АО «АИЖК», млн кв. метров |
1,3 |
1,9 |
2,1 |
2,3 |
5 |
Объем ввода жилья в рамках подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации, млн кв. метров |
- |
5 |
5 |
5 |
5 |
Результаты проекта сформулированы следующим образом.
1. Реализована программа АО «АИЖК» по вовлечению федеральных земель под жилищное строительство общей площадью более 13 500 га, расположенных внутри городов с численностью населения более 250 тыс. человек с градостроительным потенциалом свыше 100 млн кв. метров.
2. В рамках подпрограммы «Стимулирование программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденной
постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050, в 2017 – 2020 гг. за счет средств федерального бюджета в размере 20 млрд. рублей ежегодно обеспечен годовой ввод жилья 5 млн. кв. метров.
• ПРИГЛАШАЕМ НА III РОССИЙСКИЙ ИПОТЕЧНЫЙ КОНГРЕСС •
Седьмое. Арендное жильё остается в экспериментальном режиме.
В соответствующем проекте предусмотрено силами АИЖК до 2020 года отлаживать механизмы финансирования специализированного арендного жилья с использованием различных способов привлечения средств, включая механизмов коллективных инвестиций.
Запланировано использование в проекте за 2016 – 2020 год 100 млрд рублей внебюджетных средств для финансирования «пилотных проектов». АИЖК должно к 2020 году довести до 20 долю паев, реализованных третьим лицам. В проектах арендного жилья АИЖК вступит якорным инвестором. Из документа следует, что когда все механизмы будут отработаны, а это произойдет к концу 2020. Вот тогда и будет развитие арендного жилья.
Восьмое. Явно сформулированы возможные риски и ограничения при реализации проектов.
Среди типичных рисков выделены задержки в разработке регуляторных изменений и ухудшение макроэкономических факторов.
Прямо выделены обстоятельства, давно обсуждаемые экспертным сообществом.
Для проекта арендного жилья приведены два ограничения:
• высокий уровень конкуренции со стороны «теневого» сектора аренды жилья,
• сохранение возможностей бесплатной приватизации жилья, предоставленного по договорам социального найма.
Заключение
Документы Минстроя являются Приложениями к протоколу президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам.
Основной вывод заключается в безусловной поддержке ипотечного жилищного кредитования, арендного жилья и мероприятий по развитию инфраструктуры. Бюджетные средства планируется в небольшом объеме по сравнению с уровнем решаемых задач. Основа успеха – рыночные инвестиции.
Хотелось бы узнать о наличии каких-либо акцентов на развитии малоэтажного строительства.
Акцентов на эту тему я не видел среди трех конкретных приоритетных проектов.
Для того чтобы оставлять комментарии вам нужно авторизоваться
Авторизоваться