На кого рассчитана новая стратегия Агентства по ипотечному жилищному кредитованию?
Вторая часть обсуждения новой стратегии Агентства по ипотечному жилищному кредитованию посвящена оценке влияния реорганизованной АИЖК на ипотечный рынок и на интересы граждан. Новый институт развития жилищной отрасли в части работы с населением не совпадает с привычной и ранее сложившейся деятельностью АИЖК.
Влияние АИЖК на ипотечный рынок до начала 2015 года
Агентство имело пять основных зоны влияния.
Первая зона. Становление законодательной базы ипотечного кредитования и секьюритизации. На сегодняшний день практика применения нормативной базы достаточно отлажена. Конечно, нормативная база создавалась для удобства двухуровневой модели ипотечного кредитования, с учетом интересов работы небанковской организации АИЖК, что впрочем, не мешает работать и коммерческим банкам.
Вторая зона. Прямое воздействие на ипотечный рынок, которое через партнеров доходило до граждан в двух основных случаях: при выдаче кредитов и реструктуризации кредитов в кризис. АИЖК выкупало кредиты (закладные) (табл.1) сначала только рыночные (стандартные), потом к ним прибавились социальные кредиты.
Таблица 1. Показатели деятельности АИЖК
Показатель |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Объем выданных ИЖК, в РФ млн. руб. |
263561 |
556399 |
655808 |
152500 |
376331 |
716944 |
1031992 |
1353926 |
1762523 |
Объем выданных ИЖК, рефинансированных АИЖК, млн руб. |
н/д |
н/д |
28700 |
33600 |
56080 |
51600 |
60980 |
50000 |
50300 |
Доля АИЖК в % |
19,02 |
10,68 |
4,38 |
22,03 |
14,90 |
7,20 |
5,91 |
3,69 |
2,85 |
Доля социальных кредитов в объеме выкупа АИЖК в % |
14,58 |
26,71 |
36,24 |
47,20 |
54,00 |
56,10 |
Примечания:
Источник, ЦБ РФ, АИЖК
ИЖК – ипотечные жилищные кредиты,
в 2006 и 2007 годах доля АИЖК определена по соотношению выдачи в штуках,
в 2013 объемы выкупа АИЖК приведены в соответствии с экспертной оценкой.
С точки зрения относительных показателей АИЖК уменьшало свою рыночную долю, и делала акцент на социальной ипотеке. Необходимо отметить важную особенность бизнеса АИЖК - региональную направленность. В качестве наглядной иллюстрации приведем следующий пример. В 2012 году сумма выкупа стандартных закладных в Воронежской и Владимирской областях практически равнялась сумме выкупа в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге. То есть, работа АИЖК в столицах не была заметна на фоне других кредиторов, но играла существенную роль в регионах.
Третья зона. Финансирование строительства
Механизм – стимулирование кредитования застройщиков, реализующих проекты строительства жилья, и физических лиц, приобретающих жилье, возводимое в рамках данных проектов (программа «Стимул»).
Читать далее и обсудить статью можно в блоге Сергея Гордейко