22 ноября 2015
1816
поделитесь с друзьями

На кого рассчитана новая стратегия Агентства по ипотечному жилищному кредитованию?

Вторая часть обсуждения новой стратегии Агентства по ипотечному жилищному кредитованию посвящена оценке влияния реорганизованной АИЖК на ипотечный рынок и на интересы граждан. Новый институт развития жилищной отрасли в части работы с населением не совпадает с привычной и ранее сложившейся деятельностью АИЖК.

Влияние АИЖК на ипотечный рынок до начала 2015 года

Агентство имело пять основных зоны влияния.

Первая зона
. Становление законодательной базы ипотечного кредитования и секьюритизации. На сегодняшний день практика применения нормативной базы достаточно отлажена. Конечно, нормативная база создавалась для удобства двухуровневой модели ипотечного кредитования, с учетом интересов работы небанковской организации АИЖК, что впрочем, не мешает работать и коммерческим банкам.

Вторая зона
. Прямое воздействие на ипотечный рынок, которое через партнеров доходило до граждан в двух основных случаях: при выдаче кредитов и реструктуризации кредитов в кризис. АИЖК выкупало кредиты (закладные) (табл.1) сначала только рыночные (стандартные), потом к ним прибавились социальные кредиты. 

Таблица 1. Показатели деятельности АИЖК

Показатель

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Объем выданных ИЖК, в РФ млн. руб.

263561

556399

655808

152500

376331

716944

1031992

1353926

1762523

Объем выданных ИЖК, рефинансированных АИЖК, млн руб.

н/д

н/д

28700

33600

56080

51600

60980

50000

50300

Доля АИЖК в %

19,02

10,68

4,38

22,03

14,90

7,20

5,91

3,69

2,85

Доля социальных кредитов  в объеме выкупа АИЖК в %

     

14,58

26,71

36,24

47,20

54,00

56,10

Примечания:
Источник, ЦБ РФ, АИЖК
ИЖК – ипотечные жилищные кредиты,
в 2006 и 2007 годах доля АИЖК определена по соотношению выдачи в штуках,
в 2013 объемы выкупа АИЖК приведены в соответствии с экспертной оценкой.

С точки зрения относительных показателей АИЖК уменьшало свою рыночную долю, и делала акцент на социальной ипотеке. Необходимо отметить важную особенность бизнеса АИЖК - региональную направленность. В качестве наглядной иллюстрации приведем следующий пример. В 2012 году сумма выкупа стандартных закладных в Воронежской и Владимирской областях практически равнялась сумме выкупа в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге. То есть, работа АИЖК в столицах не была заметна на фоне других кредиторов, но играла существенную роль в регионах.

Третья зона
. Финансирование строительства

Механизм – стимулирование кредитования застройщиков, реализующих проекты строительства жилья, и физических лиц, приобретающих жилье, возводимое в рамках данных проектов (программа «Стимул»).

Читать далее и обсудить статью можно в блоге Сергея Гордейко

Похожие новости
Похожих новостей нет.