ЦБ предложил российским банкам объединяться: как это может работать
ЦБ предложил банкам рассмотреть варианты создания специальных банковских объединений, которые помогут снизить затраты и увеличить клиентскую базу, следует из пресс-релиза на сайте Банка России.
Такое предложение вынесено по итогам встречи председателя Банка России Эльвиры Набиуллиной с представителями банков с базовой лицензией.
«Партнерство между банками может помочь развитию их бизнес-моделей — снижению затрат (например, на ИТ и маркетинг), увеличению масштабов бизнеса и клиентской базы. Это только начало обсуждения, Банк России готов в дальнейшем более предметно рассмотреть с кредитными организациями такие идеи при наличии заинтересованности с их стороны», — следует из сообщения.
Модель «Альянс»
Данный вариант предполагает, что малые банки будут создавать объединение на паритетных основах:
банки с базовой лицензией создают управляющую компанию для координации деятельности объединения;
капитал компании формируется за счет взносов банков;
участники солидарно отвечают по обязательствам друг друга.
Регулирование и надзор за таким объединением, как предлагает ЦБ, может производиться на «консолидированном уровне» и могут быть установлены нулевые коэффициенты риска по активам или обязательствам внутри объединения.
Модель должна помочь увеличить масштаб бизнеса и охват, обеспечить централизованную работу с IT-ресурсами, а также повысить репутацию и расширить линейку продуктов.
Модель «Зонтик»
Альтернативная модель — объединение по «франчайзинговому» типу. В этом случае крупный банк с универсальной лицензией берет под крыло малые банки:
малые банки платят роялти крупному банку (как вариант — становятся миноритариями);
головной банк оказывает им операционную и бизнес-поддержку.
Партнерство с большим банком может сильно расширить возможности малого банка, считают в ЦБ. Например, банк может использовать ресурсы головной организации, участвовать через него в госпрограммах, арендовать его IТ-инфраструктуру, повышать надежность. Крупный банк сможет расширить присутствие в регионах без затрат на новые офисы.