Связь различных видов социальной помощи, ипотечного кредитования и секьюритизации
Не будем затрагивать работу АИЖК и его дочерних структур. Их положительная роль и особенно в кризис общеизвестна.
Процентные ставки. Много говорится о высоких процентных ставках как о барьере к доступности ипотечных кредитов. Первый аспект в том, что при выдаче кредитов по низким ставкам будут автоматически снижены доходы по ипотечным ценным бумагам. Есть ли широкий спрос на длинные инструменты с низкой доходностью? Второй аспект. Доступность кредита определяется не только процентной ставкой, но и многими другими параметрами, к которым относятся: уровень доходов населения, накопления, стоимость жилья, срок кредита, наличие подходящей недвижимости, дополнительные расходы и процедуры, связанные с кредитом.
Проблемы второго аспекта доступности кредита перевешивают значимость процентной ставки.
Снижение процентной ставки произойдет автоматически при готовности экономики. Целевые усилия по снижению ипотечных ставок могут не дать масштабного эффекта.
Дотация процентной ставки является не совсем правильной мерой. Суммы дотации трудно зафиксировать на весь срок кредита. Кредит выплачивается ежемесячно и размер процентов в платеже меняется, а при любом досрочном гашении особенно, то есть дотация или не очень точная или требует затрат времени на расчеты и бюрократические процедуры. Поэтому, дотация процентной ставки выглядит красивым, но не очень эффективным и удобным механизмом.
Субсидии и первоначальный взнос. Одно из самых правильных начинаний властей. Первоначальный взнос для доступности важнее процентной ставки. Материнский капитал и любые иные формы единовременной помощи дают быстрый эффект для конкретной семьи. Форма помощи гибкая и целевая. Косвенно эта помощь помогает и секьюритизации, т.к. уменьшает LTV портфеля, что полезно для привлекательности ИЦБ.
Строительство и реконструкция жилого фонда. Это и помощь и инфраструктура. Чем активнее жилищное строительство, тем больше жилья на рынке. Роль местных властей заключается во всех формах помощи строительному бизнесу. Немного странно выглядят призывы к банкам о более тщательной проверке застройщиков при аккредитации. Следить за порядком – функция Власти, а не Бизнеса. Форма помощи возможна через финансирование строительства за счет бюджетных средств и дальнейшая продажа определенным категориям населения по льготным ценам. В любом случае рост жилищного строительства увеличивает объем квартир на рынке, особенно через несколько лет после сдачи дома.
Взыскание и резервный фонд. Тема очень не новая. Но людей выселять на улицу у нас не любят и конечно резервный фонд в регионах не повредит. А для взыскания надо просто, чтобы все госорганы хорошо работали.
Рефинансирование. Сказано на разных уровнях государственной иерархии много, но для массового рынка ИЦБ этого недостаточно. Остальное известно: законы и налоги, формирование государственных инвесторов в нужном объеме.
Тема вечная и лежит чуть в стороне от развития ипотечного проекта.
Возвращаемся к основной теме – развитие ипотечного проекта в банке.
Для того чтобы оставлять комментарии вам нужно авторизоваться
Авторизоваться