Ипотека и не только - взгляд со стороны
1Читайте блоги
специалистов
2Пишите
в собственный блог
3Комментируйте
интересный посты
  • Подписка на новые сообщения в блоге:
    Ипотека и не только - взгляд со стороны
    27 февраля 201118:07
    поделитесь с друзьями

    Рейтинг ипотечных банков и компаний - кому и зачем он нужен

    Рейтинг читателей
    3840
    0
    комментарии (0)

    На днях наш Аналитический Центр опубликовал рейтинг банков, работающих на ипотечном рынке. В первой десятке не оказалось неожиданностей - лидерами стали те, кому и положено по статусу, то есть банки с государственным участием. Строго говоря, это не рейтинг, а рэнкинг, но мы будем называть его рейтингом - так привычнее для большинства читателей.

    Написать данный пост меня подвиг один телефонный разговор.

    Для начала небольшая предыстория появления рейтинга. Первый рейтинг был опубликован в 2003 году, когда на ипотечном рынке работало пара десятков банков, объем которого составлял около полумиллиарда долларов, половина из которых приходилась на Сбербанк. Объем годовой выдачи у подавляющего большинства банков был в пределах $1-5млн. Официальной статистики ЦБ или какой-либо иной не было и в помине. Постепенно рынок развивался, появлялись новые игроки, с которыми налаживались деловые и коммуникативные контакты. Со временем сайт приобрел популярность среди участников рынка, появилась репутация серьезного тематического ресурса. В результате, при общении с банками и региональными ипотечными компаниями в вопросах предоставления данных для рейтинга мы не испытывали особых проблем, а со многими руководителями я был знаком лично.

    Наступил финансовый кризис, который сильнее всего затронул именно ипотечный рынок. Одни компании прекратили свое существование, другие пережили кризис, сократив или приостановив свою деятельность. Персонал ипотечных компаний, банков, ипотечных брокеров сильно сократился и обновился.

    Прошедший год стал первым посткризисным годом, в котором ипотечное кредитование как услуга для заемщиков и как элемент целой индустрии были полностью восстановлены. Во многих компаниях и банках обновился персонал как в ипотечных отделах, так и в отделах, отвечающих за пиар и предоставление различного рода информацию во вне. Тем не менее, в большинстве своем я находил взаимопонимание с новыми людьми и проблем с предоставлением информации для рейтинга не возникало.

    Иногда нам отказывают по следующим причинам:

    1. политика компании/банка не раскрывать информацию по розничным продуктам никому и никогда. Такую аргументацию я слышал исключительно от иностранных банков, работающих в России. 
    2. мы крупная компания/банк, но результаты на ипотечном рынке у нас скромны, поэтому мы воздержимся, чтобы не ухудшать имидж брэнда. Именно по этой причине в текущем рейтинге вы не увидите многих известных банков. 
    3. человеческий фактор - анкета теряется в административных недрах компании и найти конечного сотрудника, отвечающего за процесс, не представляется возможным. 
    4. борьба со спамом. Тут две крайности. Либо письма "зарезаются", поскольку адреса нет в белом списке, либо теряются в папке спам наряду с парой сотней других писем. 
    5. бывает и такое - вам не дадим, а РБК дадим. Это из разряда мы крутые, а вы никто. На мой взгляд, очень глупая аргументация, но имеющая право на существование. Чтобы понять, что такое портал Русипотека, нужно покопаться в интернете, поговорить с коллегами. А кому хочется заниматься лишней работой. Проще отказать.

    Итак, возвращаясь к теме моего поста. Отправил запрос в одно региональное ипотечное агентство, в котором в очередной раз сменился директор, а кроме него я там никого не знал. На следующий день раздается звонок и происходит приблизительно такой разговор.

    - Мы получили от вас запрос на предоставление данных. Кто вы? Зачем вам данные? Как они буду использоваться? Мы областная структура и почему мы должны кому-то что-то предоставлять? 
    - Совершенно логичные вопросы, которые мне часто задают. Объясняю, что мы специализированный информационный портал, который с 2003 года публикует два раза в год информацию об итогах работы банков и региональных ипотечных компаний. Данные предоставляются на добровольной основе. Информацию о нас и о тех, кто предоставляет нам информацию можно узнать, зайдя на сайт. 
    - Человек отвечает, что среди участников рынка, предоставивших данные, нет основных игроков и продолжает очень настойчиво интересоваться, кому принадлежит сайт. Видимо, компании из Санкт-Петербурга, Казани, Кирова, Н-Новгорода, Владивостока, Кемерово и др. он не считает основными. Ну да ладно, в конце концов у каждого свои представления. Итак, отвечаю, что сайт принадлежит мне, чем очень сильно его расстраиваю. Видимо, он ожидал услышать что-то вроде "сайт создан администрацией президента для мониторинга развития ипотечного рынка". Тогда предоставить данные такому сайту было бы круто. 
    - Далее, человек еще раз повторяет, что они областная структура и задает мне по своей сути совершенно идиотский вопрос. Процитирую почти дословно: "Получается, что мы, давая вам данные, повышаем популярность вашего частного сайта и увеличиваем его посещаемость. А раз так, вы нам заплатите за предоставление информации?"

    После этих слов мне захотелось послать его в ... детский сад. Через пару минут на почту пришло сообщение, что агентство не может предоставить запрашиваемую информацию. Видимо не по статусу областной структуре иметь отношения с частным сайтом.

    У нас в Москве можно выйти на улицу, поднять руку и доехать из точки А в точку Б за 50 рублей. А можно принципиально не ездить на частниках и поймать официальное такси и доехать за 500, потому что это круто. Это из той же серии. Тяжелый случай - это уже не лечится.

    Подобным представителям "областных структур" поставлю диагноз, как принято говорить в интернете: IMHO (In My Humble Opinion). Мягко говоря, вы непрофессиональны, как минимум, по одной причине - ваша аргументация отказа примитивна.

    Поскольку я периодически слышу вопрос "ЗАЧЕМ и ДЛЯ ЧЕГО ", хочу сказать следующее. Прежде всего рейтинг нужен вам - участникам рынка, чтобы:

    1. видеть, как выглядит ваша компания/банк на фоне коллег.
    2. оценить динамику компании/банка в развитии, а также оценить потенциал рынка, сравнивая различные показатели.
    3. оценить доли участников в том или ином сегменте.
    4. в какой-то мере повысить узнаваемость и цитируемость (особенное, если вы находитесь в лидерах) вашей компании, поскольку наш сайт активно посещается пишущими журналистами, использующими информацию с сайта в своих публикациях, а также аналитиками крупных финансовых структур для развития партнерских отношений и анализа рынка в регионах.

    Все это вам может и не нужно, но никогда не поверю, что вам не интересно, как работает компания из соседнего региона или банк, расположенный на соседней улице. Смотреть на других, не предоставляя свои данные, не совсем корректно по отношению к коллегам, раскрывающим информацию об итогах своей работы. И в этом случае какая разница частный сайт или государственный?

    Сейчас, кроме нас существуют еще две компании, которые делают подобные рейтинги. Думаю, со временем их будет еще больше. У каждой компании свои задачи, своя история, своя аудитория. Мы - коллектив, который уже много лет трудится, предоставляя вам актуальную новостную и аналитическую информацию об ипотечном рынке и рынке секьюритизации. Чтобы делать свою работу еще лучше, нам очень важна обратная связь с нашими читателями и посетителями. Мы всегда оперативно реагируем на все ваши претензии, замечания и пожелания.

    Мы работаем над тем, чтобы постоянно увеличивать количество участников в Рейтинге, чтобы вопросы в анкете формулировались таким образом, чтобы результаты максимально отражали ситуацию и расклад на ипотечном рынке.

    Еще раз хочу поблагодарить представителей банков и региональных компаний, предоставивших свои данные для нашего Рейтинга.

    Обсуждения
    Авторизоваться
    Комментарии отсутствуют

    Для того чтобы оставлять комментарии вам нужно авторизоваться

    Авторизоваться