Финансовый рынок: новые задачи в современных условиях
Банк России опубликовал сегодня важный доклад о перспективах развития финансового рынка в ближайшее время (www.cbr.ru/Content/Document/File/139354/financial_market_20220804.pdf). Документ вынесен на общественное обсуждение до 1 сентября текущего года.
Тем в докладе много. Думаю, посвятить ему несколько постов. Начну с того, что зацепило лично меня более всего.
1. Рынок капитала, несмотря на испытанные шоки, по-прежнему рассматривается как важный источник финансирования бизнеса. Предполагается внедрение инструментов поддержки размещения классических акций и облигаций, в том числе предоставление гарантий со стороны государства и институтов развития, программы поддержки по выходу на рынок ценных бумаг для компаний, осуществляющих деятельность в перспективных отраслях, а также налоговые льготы инвесторам. О том, какие меры поддержки есть уже сейчас, я также планирую писать в своем блоге.
2. Планируется выстраивание комплексной консалтинговой инфраструктуры для эмитентов. Такой консалтинг может включать анализ индивидуальных барьеров и подходов для их устранения на пути к публичному статусу, в том числе для крупных компаний.
Учитывая мое возвращение на ниву консалтинга, отрадно узнать о таких планах регулятора. Думаю, здесь будет, что предложить эмитентам, учитывая накопленный богатый опыт.
3. В области цифровых инноваций планируется продолжить работы по созданию благоприятных условий для развития ЦФА и УЦП. В частности, планируется разработать правовой механизм участия традиционной торгово-расчетной инфраструктуры в обращении цифровых прав, что обеспечит условия для формирования справедливой цены данных инструментов. При этом внебиржевой оборот цифровых прав сможет осуществляться с использованием механизмов, позволяющих гарантировать расчеты («поставка против платежа»). Об этом механизме писал в предыдущем посте.
4. Повышается роль государственных институтов развития. Привлечение кредитных ресурсов банковского сектора для финансирования приоритетных проектов возможно, в частности, посредством предоставления банкам государственных гарантий и поручительств институтов развития или выпуска облигаций, обеспеченных такими гарантиями и поручительствами.
Проекты, которые в силу низкой окупаемости не могут конкурировать за получение банковского финансирования с учетом госгарантий, но имеют стратегическое значение для экономики, должны, по мнению Банка России, субсидироваться и (или) софинансироваться за счет прямых инвестиций государственных институтов развития.
Для этих целей планируется предусмотреть «автоматические» механизмы докапитализации институтов развития за счет бюджета.
По моем мнению, в данном случае имеет смысл дополнительно оценить антикризисный потенциал инструментов секьюритизации, а также проектного финансирования без господдержки.
5. Планируется пересмотр подходов к работе негосударственных пенсионных фондов. Будет рассмотрен вопрос о расширении инвестиционных возможностей НПФ за счет отмены части требований к составу и структуре их инвестиционных портфелей (кроме концентрационных лимитов и единого лимита на активы с дополнительным уровнем риска, который может быть расширен). Также может быть изменена настройка системы вознаграждения НПФов, что позволит дополнительно стимулировать увеличивать доходы клиентов, если постоянная часть вознаграждения НПФ будет покрывать преимущественно их постоянные издержки, тогда как бонусы и дивиденды НПФ будут формироваться за счет переменной части вознаграждения, взимаемой с части их дохода, превышающей определенный бенчмарк (например, инфляцию).
6. Предлагается проработать создание финансовых продуктов для формирования долгосрочных сбережений, дополняющих продукты НПФ.
Для того чтобы оставлять комментарии вам нужно авторизоваться
Авторизоваться