Начало реорганизации управления жилищной отраслью. От Агентства по ипотечному жилищному кредитованию к Агентству жилищного развития.
У разработчиков проекта федерального закона «О содействии развитию жилищной сферы и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» несоизмеримо больше объективных и субъективных данных, побудивших создать законопроект.
Для проведения анализа мы имеем в распоряжении опубликованный проект, пояснительную записку и публичную информацию.
Общая оценка законопроекта.
Начнем с плюсов, к которым отнесем следующие положительные моменты:
-
реформирование системы управления жилищной сферы началось,
-
вместо двух структур создается одна,
-
зафиксировано, что создается единый институт развития жилищной сферы,
-
среди целей Агентства обозначены благородные - содействие развитию жилищной сферы, повышение доступности жилья и создание комфортных условий проживания и благоприятной среды жизнедеятельности для граждан Российской Федерации, а среди задач Агентства обозначены действительно актуальные,
-
основой для новой структуры является АИЖК.
Все плюсы можно обозначить как шанс на организацию более эффективной работы.
У стороннего эксперта возникают вопросы, происходящие от возможного незнания нюансов и всех стратегических планов. Вопросы связаны между собой и один переходит в другой.
Вопросы.
1. Почему не произведена более революционная реорганизация отрасли? Вопрос вызван наличием в составе Минстроя организации «Государственная корпорация – Фонд содействия реформированию ЖКХ». В то же время в задачах Агентства жилищного развития неоднократно встречается жилищно-коммунальная сфера.
2. Почему в задачах Агентства присутствует некоторая разноплановость? Какие-то задачи можно отнести к концептуальным задачам развития, а какие задачи близки к хозяйственной деятельности. Например, создание промышленных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов в целях комплексного развития территорий.
3. Почему организация названа Агентством жилищного развития, но отвечает за некоторые вопросы инфраструктурного (не жилищного) характера? При этом, влияние инфраструктуры на улучшение жилищных вопросов достаточно очевидно. Впрочем, название красивое, а остальное дело вкуса.
4. Дополнительный (факультативный) вопрос. Нет ли смысла в разделении политических функций, функций развития и инструментов исполнения? Вопрос вызван статьей 8 «Планирование деятельностью Агентства». Там указано, что основой для планирования является стратегия развития Агентства и организаций Агентства, определяющая стратегические цели Агентства и т.п. Предыдущие вопросы подводили к ожиданию фразы, что Агентство планирует свою деятельность с целью выполнения государственной жилищной политики, стратегии развития ипотечного кредитования и т.д. и т.п. Оговаривается, что жилищная политика в определенной части. В этом вопросе тесная связь с первым вопросом. То есть, было внутреннее ожидание изменений не только в структурах, связанных с Минстроем, но и более глобальных вопросов. Что-то на уровне признания, что жилищная отрасль определена локомотивов экономического развития и решения комплекса вопросов в этой сфере – путь к процветанию страны. Причем, интересы граждан и государства совпадают. Объективно, часть этих слов в общих целях присутствует.
Комментарии к тексту пояснительной записки.
Отметим важные моменты.
1. Агентство - единый институт развития жилищной сферы на базе АО «АИЖК». Предусмотрена передача полномочий по управлению иными институтами развития в жилищной сфере.
2. Агентство – главный распорядитель бюджетных средств и агент Правительства по решению задач в жилищной и жилищно-коммунальной сфере.
3. Синергия. Возможно, именно здесь скрывается и источник возможностей и инерционных препятствий.
Цитата.
Создание Агентства, как единого института развития жилищной сферы, позволит получить синергетический эффект от объединения механизмов и технологий, наработанных институтами развития жилищной сферы, в целях развития новых институциональных механизмов на рынке жилья и в сфере жилищно-коммунального хозяйства с привлечением долгосрочных инвестиций и кредитных средств, в том числе в целях строительства жилья экономического класса, наемных домов социального и коммерческого использования, развития жилищной кооперации, проведения капитального ремонта многоквартирных домов, ликвидации аварийного жилищного фонда, строительства и модернизации коммунальной инфраструктуры.
В этой синергии заключается взаимное влияние финансовой, строительной, жилищно-коммунальной сферы. Можно было бы прямо сказать, что это локомотив развития экономики и страны в целом. И добавить за счет внутренних ресурсов, что равносильно обещанию их найти и не только в бюджете, а в стране.
4. Ключевые показатели деятельности Агентства за период 2015-2018 гг.
Наименование показателя |
Значение за 2015-2018 гг. |
Ед. измерения |
|
1. Объем жилья, введенного в эксплуатацию на земельных участках, предоставленных Агентством для жилищного строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства |
15,0 |
млн. кв. м |
|
2. Общая площадь введенного в эксплуатацию жилья эконом-класса, обеспеченного инженерно-технической инфраструктурой с поддержкой Агентства |
2.1. по программе «Жилье для российской семьи» (в 2015-2017 гг.) |
17,5 |
млн. кв. м |
2.2. в иных проектах (в 2018 году) |
5 |
млн. кв. м |
|
3. Общая площадь введенного в эксплуатацию наемного жилья, строительство которого профинансировано при поддержке Агентства |
3,3 |
млн. кв. м |
|
4. Количество социальных ипотечных кредитов, предоставленных с поддержкой Агентства |
110 |
тыс. шт. |
|
5. Количество заемщиков, которым Агентством может быть оказана помощь в реструктуризации ипотечных кредитов |
до 35 |
тыс. семей |
|
6. Объем ипотечных ценных бумаг, выпущенных с поддержкой Агентства (в целях финансирования предоставления ипотечных кредитов) |
400 |
млрд. руб. |
|
7. Общая площадь многоквартирных домов, в которых проведен капитальный ремонт с привлечением кредитных средств с поддержкой Агентства |
8,0 |
млн. кв. м |
Отметим, как положительный момент, сам факт появления конкретных показателей. Особо выделим несколько показателей.
Значительный план помощи по реструктуризации и его трехлетняя продолжительность. 35 тыс. семей, что существенно больше, чем в прошлый кризис.
Рост по сравнению с планами АИЖК социальных ипотечных кредитов. В документе – 110 тыс. шт. В планах АИЖК было 50 тыс. шт. за счет собственных средств и 70 тыс. шт. при наличии господдержки.
Поддержка выпуска ИЦБ сравнима с уровнем 2014 года.
Обозначен объем участия в новой теме - кредитовании капитального ремонта. Тема чрезвычайно важна и ей будет посвящена специальная статья.
Объемы жилья (пп.1-3) не менее важны.
Комментарии к тексту проекта Федерального закона.
Отметим то, что вызвало интерес.
1. Вводятся понятия: институты развития жилищной сферы и организаций Агентства. Первые создаются для содействия, а вторые управляются Агентством.
2. Значительное внимание жилищно-коммунальной сфере. Явное внимание к привлечению инвестиций в эту сферу, в том числе по цепочке: кредит – облигации - рефинансирование.
3. Немного специфические виды деятельности для института развития. Сплошной аутсорсинг. Осталось только предоставить подшефным в аренду экспертный и менеджерский персонал. Не понятна грань между созданием новых департаментов и юридических лиц. Возможно, что надо сохранить и использовать существующие ресурсы.
Цитата. п. 3.5.
«оказывает организациям Агентства и иным институтам развития жилищной сферы услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, ведению налоговой отчетности, кадрового делопроизводства, услуги по правовому и информационно-техническому, административно-хозяйственному сопровождению деятельности, анализу рисков деятельности, взаимодействию со средствами массовой информации, общественными организациями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также иные услуги, определенные договором между Агентством и организацией Агентства или иным институтом развития жилищной сферы»
4. Повторен тезис о создании кредитной организации, как инструмента решения основных задач Агентства, который впервые был указан в стратегии развития группы компаний АИЖК от 18.06.2013.
К этому тезису можно относиться положительно из ряда соображений, в числе которых:
-
полезно иметь инструмент для реализации новаторских программ, в т.ч. финансирования капитального ремонта,
-
важно иметь гибкость и оперативность работы с отдельными категориями клиентов и выполнять заказы государства по поддержке и по развитию социальных программ,
-
красиво создать ипотечный банк, который будет новаторски работать и первым обеспечит маржу 2,2 %, что положительно повлияет на конкуренцию и задаст новый стандарт, что правильно для института развития.
5. В статье 4. «Полномочия Правительства РФ в отношении Агентства» подтверждена достаточно большая гибкость в возможности встраивания Агентства в иерархию государственного управления. Может быть, именно здесь закладывается возможность для продолжения реформ в жилищной сфере. Как минимум, зафиксирована возможность проявить гибкость в отношениях к региональным структурам, работавшим с АИЖК и не только.
Развитие тезиса в статье 7. «Полномочия Агентства по управлению институтами развития жилищной сферы».
6. При изучении статьи 8. «Планирование деятельности Агентства» с учетом данных об ориентирах до 2018 года из Пояснительной записки возникает ощущение недосказанности. Все вроде указано, но не хватает понимания, когда будет разработана Стратегия Агентства. Естественно, что это не указывается в тексте закона.
Вместо заключения.
Ощущение, что это положительный толчок, пока не исчезло.
Для того чтобы оставлять комментарии вам нужно авторизоваться
Авторизоваться