08 июня 2012
1439
поделитесь с друзьями

Бюро кредитных историй (БКИ) начинают развивать удаленные каналы взаимодействия с клиентами

Бюро кредитных историй (БКИ), как и банки, развивают удаленные каналы взаимодействия с клиентами: сейчас в режиме онлайн заемщикам доступны истории уже двух крупнейших бюро, в которых хранится более 70% данных обо всех кредитных историях в России. Впрочем, если для банков удаленные каналы взаимодействия с клиентами — это способ уменьшить число посетителей классических отделений, то БКИ пытаются увеличить базу активных пользователей.
 
Сегодня одно из крупнейших БКИ — "Эквифакс кредит сервисиз" (доля рынка — более 35%) начинает предоставлять гражданам кредитные истории в режиме онлайн. "До сих пор получение кредитной истории было довольно трудоемким процессом: для этого необходимо было лично обратиться в БКИ, направить нотариально заверенный запрос о получении истории по почте и оформить запрос в виде телеграммы, причем делать это при каждом запросе своей истории,— поясняет гендиректор "Эквифакс кредит сервисиз" Олег Лагуткин.— Был и другой вариант — получить историю через партнеров БКИ, но эта услуга платная (около 1 тыс. руб. за запрос)". Новый сервис позволит, единожды зарегистрировавшись на сайте бюро и пройдя процедуру идентификации, в дальнейшем оперативно получать данные о своей истории в режиме онлайн. Один раз в год получать кредитную историю таким образом можно будет бесплатно, стоимость последующих запросов — 300 руб. за один отчет. Помимо этого "Эквифакс кредит сервисиз" намерено в ближайшее время предложить клиентам информирование об изменениях в кредитной истории, запросах данных от банков и возможность подачи заявки на исправление ошибок в истории.
 
Аналогичный сервис уже несколько месяцев предоставляет на своем сайте еще один крупнейший игрок рынка БКИ — Национальное бюро кредитных историй (НБКИ; доля рынка — более 35%). По словам гендиректора НБКИ Александра Викулина, данный сервис реализован эксклюзивным партнером НБКИ — ЗАО "Агентство кредитной информации", которое специализируется на предоставлении гражданам информации о кредитных историях. Поскольку в НБКИ онлайн-предоставление историй реализовано через посредника, цены на эту услугу несколько выше, чем в "Эквифакс кредит сервисиз", например, основной продукт — отчет о кредитной истории стоит 450 руб. "Наш опыт показывает, что данный сервис весьма востребован клиентами,— говорит Александр Викулин.— Только за май выдано более 5 тыс. кредитных отчетов и скорингов (дополнительной информации)".
 
Совместно "Эквифакс кредит сервисиз" и НБКИ аккумулируют информацию примерно о 80% всех накопленных данных о кредитных историях в России. Согласно официальной статистике Банка России, на конец 2011 года всего в различных БКИ накоплена информация о кредитных историях 64 млн заемщиков-физлиц. При этом сами заемщики как клиенты в бизнесе БКИ в настоящее время не играют существенной роли, основные доходы БКИ формируют банки. Так, по словам Олега Лагуткина, предоставление информации о кредитных историях физлицам генерирует около 1% доходов бюро, остальное приходится на банки. В НБКИ этот показатель несколько выше — около 2%. В то же время в развитых странах, где финансовая грамотность населения выше и сервисы дистанционного доступа к данным о кредитных историях уже развиты, розничные клиенты приносят БКИ до 20% доходов, отмечает господин Лагуткин. "Лидером в данной сфере являются США, там работа с заемщиками приносит БКИ в три раза больше доходов, чем предоставление данных банкам",— отмечает господин Викулин.
 
Переход к общению с розничными клиентами в дистанционном режиме — общая тенденция для БКИ и банков. Впрочем, если первые таким образом стремятся использовать для увеличения доходов растущий спрос граждан на свои истории (в прошлом году у крупнейших игроков рынка число запросов от физлиц выросло более чем вдвое, см. "Ъ" от 30 марта), то для вторых дистанционные каналы — способ разгрузить сеть и снизить издержки.