Количество людей, не знающих о том, «что такое кредитная история», сократилось вдвое
Ассоциация российских банков (АРБ) совместно с Национальным бюро кредитных историй (НБКИ) представляют результаты нового федерального социологического исследования, проведенного по заказу Банка России, АРБ и НБКИ в части знаний российских граждан о кредитных историях. Это второе исследование на эту тему, первое было проведено и опубликовано в 2013 году.
Несмотря на положительную в целом динамику информированности населения о существовании кредитных историй и их роли в жизни заемщиков, результаты исследования свидетельствуют об остающихся серьезных пробелах в финансовой грамотности граждан.
Положительные тенденции в восприятии населением кредитных историй:
Количество людей, не знающих о том, «что такое кредитная история», сократилось вдвое — с 20,2% опрошенных до 10,8%. При этом число граждан, давших правильные ответы на вопросы о представленной в кредитной истории информации, выросло: так, о том, что в ней содержится информация обо всех ранее полученных кредитах уверены почти 3/5 опрошенных (59,8% против 31,6% в 2013 году). Знание о других данных, которые присутствуют в кредитной истории, также в целом повышается: информация о просроченных платежах по кредиту (57,9% против 49,5%) и информация об имевших ранее место запросах кредитной истории (25,6% против 21%).
За два прошедших года на 16,5% снизилось количество граждан, которые не знают, где хранится кредитная история, что, безусловно, является положительным фактом. При этом почти на 9% выросло число респондентов, которые совершенно справедливо считают, что кредитные истории хранятся в бюро кредитных историй (37,2% против 28,3%).
Людей, не понимающих, зачем им необходимо запрашивать свою кредитную историю, становится все меньше (10% против 21,3%). При этом верно представляют, что это может понадобиться для оценки шансов на получение нового кредита, 55,9% опрошенных (на 13,2% больше, чем в 2013 году).
Мифы, которые продолжают преследовать кредитные истории:
На 7,6% увеличилось число опрошенных, уверенных, что их кредитная история хранится в банке, в котором был взят кредит (28,4% против 20,6%), что является заблуждением.
Почти в четыре раза увеличилась доля людей, которые ошибочно считают, что в кредитных историях содержится информация только о действующих кредитах (30,7% против 8,5%).
В 2015 году только 39,2% опрошенных считают, что заемщик имеет право оспорить запись в кредитной истории (в 2013 году их было 50,4%), а еще 40,6% затруднились ответить, обладают ли они таким правом (в 2013 году — 32,4%).
«По данным социологических исследований, несмотря на потрясения, которые мы наблюдаем в экономике, доверие общества к банкам и регулятору, тем не менее, растет,— полагает арезидент АРБ Гарегин Тосунян.— И стратегическая задача — это доверие сохранить. Фактор доверия — это очень материальный фактор, он и монетизируется, и конкретизируется.
Институт кредитных историй — очень важный инструмент в мире финансов. С одной стороны, он нужен для того, чтобы минимизировать всевозможные аферы на финансовом рынке, а с другой — чтобы дать его участникам возможность оценить степень добропорядочности своих контрагентов»,— считает Тосунян.
В настоящее время бюро кредитных историй качественно изменили статус потребкредитов, существенно цивилизовав этот сегмент банковского ритейла. Несколько лет назад потребкредиты начинали свой старт практически с нулевого уровня, показывая темпы роста в 100 и более процентов, но накапливали при этом огромный объем мошеннических способов невозврата. Сейчас люди стали всерьез относиться к своей кредитной биографии.
«К сожалению, спустя 11 лет со дня принятия закона об институте кредитных историй, даже экономически образованные клиенты, оформляя, например, ипотечный кредит, нередко просят не передавать информацию в бюро кредитных историй. Опасаются, что она может быть использована злоумышленниками. Мы должны изменить это отношение, преодолеть страх, научиться создавать и гордиться своей кредитной историей»,— заключает президент АРБ.
«Уровень осведомленности граждан о кредитных историях постепенно растет,— отмечает генеральный директор НБКИ Александр Викулин.— Однако существует серьезная разница между знанием и пониманием. Пока можно констатировать, что растет скорее „популярность” кредитных историй, чем осознание того, для чего они существуют. Что это прежде всего документальное подтверждение финансовой репутации человека, его финансового поведения и платежной ответственности. Кредитная история особенно важна для финансовых институтов при оценке рисков и принятии решений в розничном кредитовании, страховании. С согласия человека доступ к его кредитной истории также может получить и работодатель. Поэтому, со всех точек зрения, для гражданина лучше иметь „положительную” кредитную историю, из которой будет видно, что он добросовестно, без нарушений выполнял и выполняет свои обязательства».
«Также важно понимать, что кредитная история, в которой отражены нарушения обязательств заемщика перед кредитором, а также имеются записи о непогашенной задолженности по суду в части оплаты услуг ЖКХ или связи, свидетельствует о негативном характере кредитной истории,— продолжает Викулин.— При этом бывают ситуации, при которых негативные записи появляются в кредитных историях граждан ошибочно в процессе передачи сведений в бюро кредитных историй со стороны кредиторов. Также нередки случаи кредитного мошенничества, когда кредиты оформляются на украденные у добропорядочных граждан документы. Поэтому люди должны знать, что, во-первых, ошибочно попавшие в кредитные истории данные оспаривать можно и нужно. Во-вторых, при потере удостоверяющих личность документов необходимо немедленно обращаться в правоохранительные органы. А для оперативного выявления подобных случаев необходимо регулярно мониторить свою кредитную историю».
«В современной весьма сложной социально-экономической и внешнеполитической обстановке, в которой оказалась Россия,— отмечает академик РАН Михаил Горшков,— особую актуальность для банковского сообщества, с позиции социологического анализа, приобретает решение трех взаимосвязанных проблем.
Прежде всего это проблема социальной ответственности всех субъектов финансового рынка: ЦБ РФ, банков и граждан. Вторая важнейшая проблема — проблема общественного доверия. Третья, можно сказать, универсальная проблема для всех субъектов финансового рынка — это проблема повышения качества их функционирования.
Исходя из сформулированного проблемного поля, в апреле 2015 года по инициативе АРБ и в сотрудничестве с Банком России и НБКИ научной группой Института социологии РАН было осуществлено повторное общероссийское социологическое исследование среди населения РФ.
Особый интерес повторное исследование представляет в связи с тем, что оно было осуществлено в ситуации, когда после мер, принятых Банком России в декабре 2014 года, в сознании и поведении людей произошел переход от эмоционального уровня восприятия ситуации к более рациональным и взвешенным оценкам происходящего, а соответственно, и к более осознанным моделям повседневного поведения»,— заключает Горшков.