Георгий Ващенко: Вероятность снижения ключевой ставки в 2019 году низкая
Автор: Георгий Ващенко,
финансовый аналитик
Банк России сохранил ключевую ставку на уровне 7,75% годовых. Регулятор отметил позитивные сдвиги в инфляционной картине, в частности, сократились инфляционные ожидания, но этого оказалось недостаточно для снижения ключевой ставки. По оценке ЦБ, рост цен разогнался в марте до 5,3% в годовом выражении. Как и ожидалось, формулировки в сообщении ЦБ довольно мягкие.
Предположу, что регулятору непросто было выбрать между «снизить ставку или смягчить риторику». По сути, это был аналог выбора между «налить воду в бассейн или пообещать сделать это, когда научитесь прыгать».
На этот раз ЦБ подготовил обзор, включающий прогноз макроэкономических показателей по двум основным сценариям. Причем, в него не включен негативный вариант развития событий, что может говорить о том, что в Центральном банке ожидают улучшения конъюнктуры внешних рынков и макроэкономических показателей.
При этом, даже позитивный сценарий, предусматривающий среднюю цену на нефть в $70 за баррель, приведет к росту ВВП в пределах 1,7% и сохранение инфляции вблизи 5%. Это значит, что вероятность снижения ключевой ставки в этом году низкая, если ЦБ не улучшит ожидания.
При этом регулятор полностью не исключает уменьшения ставки в 2019-м, наоборот, подчеркивается, что это возможно. На мой взгляд, ЦБ все-таки продолжит проявлять осторожность в отношении инфляционных рисков, откладывая снижение показателя до полной уверенности, что начался устойчивый тренд на замедление роста цен и инфляционных ожиданий. В случае замедления роста цен ниже 5% возможно уменьшение ключевой ставки. Ориентировочно, это произойдет не ранее III квартала. Не будем забывать и о геополитических рисках, которые также подталкивают ЦБ к осторожности.
Иностранцы начали увеличивать вложения в облигации федерального займа (ОФЗ), идут carry trade. У российских игроков большая свободная ликвидность, которую тоже надо где-то размещать. Если продолжать платить дорого, то это создает инфляционные риски в будущем. Темпы роста денежной массы, которые начали снижаться с октября прошлого года, вновь могут вырасти. Увеличение массы стабильно опережает рост ВВП. Деньги все равно не идут в реальный сектор, где инфляция 5,2%, а ощущаемая населением — около 10%. Значит, смысла в печатном станке нет.
Рубль укрепляется несмотря на рост цен, поскольку действуют два фактора — увеличение экспорта и приток средств на рынок. Таким образом, как раз проинфляционные риски пока низкие. По крайней мере снижение ставки на 0,25 п.п. не вызовет резкого сброса ОФЗ и обрушения рубля. Наоборот, из-за высокой ставки опять увеличивается приток средств в облигации.
Неизменность ставки приведет к сохранению процентов по депозитам и кредитам. Банки уже поднимали их зимой, и пока не собираются делать это снова. Темпы роста ипотечных кредитов увеличиваются, несмотря на их удорожание: на январь увеличение составило 17%.
Стоит отметить и другие факторы, которые будут способствовать смягчению денежно-кредитной политики в обозримой перспективе. В России должна становиться доступнее ипотека, а без снижения ключевой ставки этого добиться сложно. Одновременно, на мировых фондовых рынках картина улучшается, волатильность снижается, а «индекс страха» опустился до низких значений.
Реакция рынка в значительной мере объяснима. Не удалось отыграть спекулятивные ожидания относительно снижения ставки, которые появились в начале недели. Уменьшение показателя было бы воспринято инвесторами более позитивно, а сохранение воспринимается рынком слабопозитивно или нейтрально. Пара доллар/рубль ушла выше 64. Я полагаю, что спрос на ОФЗ не сократится в апреле и их доходность останется на нынешнем уровне. Вероятность снижения ставки до июня низкая, доходность 10 летних бумаг будет на 50 б.п. выше ключевой, спрос нерезидентов станет концентрироваться в бумагах с 5–10-летним сроком.
Прогнозы участников рынка сейчас консервативны. Бизнес не ожидает, что кредиты в этом году станут дешевле, а потребительский спрос усилится. Индекс предпринимательской уверенности вернулся на уровень «до осени 2018 года», но заметных улучшений настроений нет. Потребительские настроения, напротив, ухудшаются, что может быть связано с инфляцией.