Сергей Швецов: Инструменты, которые есть в руках ЦБ, скорее опасны, нежели подходят для обеспечения долгосрочного устойчивого роста
Зампред ЦБ РФ Сергей Швецов уверен в том, что снижение ставок не даст ожидаемого эффекта ускорения экономического роста в долгосрочной перспективе. В этом вопросе он в корне не согласен с точкой зрения представителя Минэкономразвития.
Ускорение экономического роста в России без смягчения денежно-кредитной политики невозможно, об этом в ходе конференции газеты "Ведомости" заявил заместитель министра экономического развития Андрей Клепач. Он отметил, что "экономика сейчас находится на переломе, и скачка в росте совершить сейчас не получится, но у нас есть условия для ускорения". "Это потребует мер как со стороны структурной и инвестиционной политики, так и, я думаю, этот вызов, и эти требования не обойдут стороной и Центральный банк", - сказал замминистра. Андрей Клепач пояснил, что ставки с точки зрения бизнеса сейчас очень высокие, "они неконкурентоспособные, если их сопоставлять с рентабельностью". "В этом плане изменения кредитно-денежной политики, то есть ее определенное смягчение, необходимо", - считает Андрей Клепач.
При этом в макроэкономическом отчете за январь—февраль 2013 года аналитики Минэкономразвития приводят целый набор аргументов против смягчения денежно-кредитной политики. Среди них в феврале отмечены оживление инвестиционного спроса и кредитования компаний, снижение банковской ставки для корпоративных заемщиков и формальное ускорение роста М2. Однако в отличие от Минэкономразвития, независимые аналитики потепления инвестиционного и кредитного климата обнаружить не смогли. По мнению последних, муссирование разговоров о необходимости монетарного стимулирования лишь средство отвести внимание от реальных проблем экономики РФ.
Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков на этой неделе говорил о том, что идея наделения Банка России ответственностью за экономический рост обсуждается, но ни сроков, ни механизмов ее реализации пока нет.
В свою очередь, Сергей Швецов заявил о том, что позиция регулятора не совпадает в этом вопросе с точкой зрения представителей Минэкономразвития. "Сегодня возникают проекты по передаче нам других функций правительства, что, я считаю, наверное, неправильным. Те инструменты, которые есть в руках ЦБ, скорее опасны, нежели подходят для обеспечения долгосрочного устойчивого роста. Никто не спорит, что с помощью монетарной политики можно добиться хороших темпов на коротком горизонте. Но после этого последует либо кризис, либо рецессия", - озвучил свою точку зрения представитель Центробанка.
"Было бы наивно рассчитывать, что ЦБ снизит процентные ставки, как нам некоторые сейчас предлагают сделать. Тем более, что по нашим расчетам рост сегодня на уровне потенциального", - подчеркнул Сергей Швецов.
Комментирует Вадим Красков, начальник отдела стратегии и исследований рынка департамента маркетинга ВТБ 24:
- Вряд ли подлежит сомнению тезис о том, что снижение ставок стимулирует кредитование и как следствие экономический рост. Но применительно к современной ситуации в российской экономике вопрос звучит немного иначе – приведет ли снижение ставок ЦБ к повышению темпов роста? Здесь и сейчас? Вот этот вопрос сильно дискуссионен. Уровень ставок ЦБ, конечно, задает ориентиры для банков, но вряд ли можно говорить о прямом линейном влиянии, к тому же важно определить, о каких именно ставках идет речь. Пока в системе процентных ставок не видно однозначной ключевой ставки ЦБ, изменение которой непосредственно и однозначно повлияет на кредитование экономики. С другой стороны, банковское кредитование, финансирование инвестиций и рост, конечно, тоже взаимосвязаны, но нет жесткой пропорциональной зависимости – ограничения накладывают многие факторы, от институциональных до демографических. Поэтому в целом снижение ставок ЦБ как направление, конечно, может способствовать экономическому оживлению (оборотная сторона – какой ценой, но это выходит далеко за рамки обсуждаемого вопроса), но считать это волшебной пилюлей для роста представляется избыточно оптимистичным.
Комментирует Сергей Хестанов, управляющий директор группы компаний «АЛОР»:
- Основной источник роста экономики России – чистый экспорт. Динамика экспорта определяется уровнем цен на мировых рынках и объемом добычи. Уровень добычи последние годы остается стабильным, динамика цен демонстрирует очень умеренный рост. В этих условиях монетарное стимулирование в принципе не способно обеспечить не инфляционный рост. В случае снижения ставки рефинансирования рост инфляции выглядит практически предопределенно. Таким образом, нынешняя монетарная политика Центробанка России выглядит оправданной и хорошо соответствует текущему состоянию российской экономики. Попытка простимулировать рост снижением ставки рефинансирования помимо инфляционных рисков несет в себе и риски надувания финансовых пузырей.
Комментирует Илья Балакирев, ведущий аналитик UFS IC:
- Ставки, конечно, высоки - если сравнивать с развитыми странами. Но это не значит, что их снижение автоматически решит все проблемы. Если говорить о стоимости финансирования, которое ЦБ предоставляет банкам на залоговых аукционах (а не о ставке рефинансирования, которая у нас "вещь в себе"), действительно, эти ставки влияют на доступность денег в банковской системе и как следствие в экономике, и потенциально их снижение могло бы увеличить деловую активность.
Однако нужно понимать, для кого этот фактор был бы существенным. Для производителей эти инструменты не слишком действенны. Круг предприятий, для которых стоимость финансирования является основным ограничителем развития, не так уж и велик. Крупные предприятия ориентируются на рыночную конъюнктуру и, к тому же, могут получать финансирование дешевле за счет облигационных займов и других видов финансирования, в том числе от зарубежных банков. Снижение ставок не вынудит их добывать больше нефти или производить больше стали. Для малого бизнеса финансирование важно, но скорее возможность его получения, а не ставки. Ключевые трудности в этом сегменте, опять же, другие, они лежат в области административных барьеров, правовой защиты, конкурентного давления и т.д. В результате успешному бизнесу приходится заведомо выбирать проекты, обеспечивающие доходность на фоне которой стоимость финансирования не критична. "Средний бизнес" мог бы получить какие-то преимущества от снижения ставок, но пока этот сегмент вообще не активно представлен на кредитном рынке.
Поэтому в первую очередь снижение ставок скажется на профиле потребления - ипотечные, авто-, потребительские кредиты подешевеют, и это будет стимулировать спрос. Хотя нужно понимать, что снижение ставок со стороны ЦБ не будет автоматически означать немедленного снижения ставок по кредитам - банки заинтересованы в поддержании высокой маржи, а круг потенциальных заемщиков должного кредитного качества, на самом деле, не так уж и широк, чтобы снижение ставок позволило радикально увеличить число выданных кредитов. Тем не менее, действительно, увеличение спроса можно простимулировать снижением ставок, но, в первую очередь, это увеличит инфляцию - а это "священная корова" ЦБ. Дело в том, что многие рынки в России организованы так, что на них по естественным или искусственным причинам сформировано подобие дефицита. Это касается недвижимости, автомобилей и многих других дорогостоящих товаров. И увеличение спроса в первую очередь вызовет рост цен, а не количественное увеличение потребления.
Экономика просто не готова к необдуманному снижению ставок, но это не означает, что понижать ставки не нужно. Если мы действительно хотим когда-нибудь увидеть существенные позитивные сдвиги в структуре потребления (например, доступное /без кавычек/ жилье ), без снижения ставок не обойтись. Другое дело, что прежде чем это станет возможно нужно решить множество других вопросов.
Комментирует Артур Копышев, ведущий аналитик ОАО "МФЦ":
- Вряд ли можно ожидать, что снижение ключевых ставок окажет существенный эффект на экономический рост. Во-первых, в случае, если все-таки ЦБ примет решения и сократит ставки, то сделает это осторожно (на 25-50 б.п.), так как в настоящий момент инфляция значительно выше целевого диапазона Банка России. Во-вторых, замедление экономики происходит из-за факторов, на которые ЦБ не может повлиять. А экономика охлаждается, как из-за рецессии в Европе, которая сокращает спрос на российский экспорт, так и из-за несовершенства экономической модели России. Таким образом, для долгосрочного развития национальной экономики необходимо проводить реформы в целях улучшения инвестиционного климата (и в этой связи стоит отметить, что как раз ЦБ справляется со своей задачей: поставив во главу угла борьбу с инфляцией, Банк России действует на улучшение инвестиционного климата, так кк привносит стабильность в монетарную сферу).
В то же время стоит отметить, что в случае снижения ключевых ставок, мы можем увидеть некоторый позитивный эффект для рынка кредитования: в этом случае ресурсы банков станут дешевле и они смогут выдавать кредиты под меньшие ставки, что должно немного оживить инвестиционную и потребительскую активность. В то же время, еще раз стоит повториться, что только структурные реформы, направленные на улучшение бизнес-климата могут оживить экономику.