17 мая 2012
1590
поделитесь с друзьями

Коллекторские агентства все больше внимания уделяют сбору долгов на стадии исполнительного производства

Коллекторские агентства в последнее время все больше внимания уделяют сбору долгов на стадии исполнительного производства. Точнее, взаимодействию с судебными приставами, выступая агентами кредиторов. Тем самым «частные взыскатели» пытаются расширить сферу деятельности и продемонстрировать свою незаменимость банкам и клиентам из нефинансовой сферы.
 
Для коллекторов это актуально во многом потому, что их работа до сих пор не регулируется специальным законом. Более того — подготовленный Минэкономразвития проект фактически лишает «сборщиков» наиболее эффективного и распространенного способа взыскания долгов — возможности общения с должником по телефону. Такое положение приводит к тому, что проштрафившиеся заемщики игнорируют звонки и письма из агентств, а кредиторы предпочитают подавляющую часть просрочки собирать самостоятельно — в досудебном порядке.
 
Но если дело дошло до суда и по результатам его рассмотрения получен исполнительный лист, банки, как правило, рассчитывают на помощь коллекторов.
 
Например, Альфа-Банк, как рассказал «Известиям» его директор по взысканию просроченной задолженности Олег Коган, в подавляющем большинстве случаев на этапе исполнительного производства в сфере сбора долгов по розничным кредитам прибегает к услугам коллекторских агентств. Хотя эта деятельность находится на особом контроле со стороны банка, Коган уверен, что пользоваться услугами «частных взыскателей» применительно к данному направлению целесообразно.
 
— Создание, развитие и контроль специализированного подразделения не является профильной деятельностью кредитных организаций, — пояснил Коган.
 
В большинстве случаев не работает самостоятельно на стадии исполнительного производства и ЮниКредит Банк, сообщили в его пресс-службе.
 
— Мы используем услуги коллекторов и юридических фирм, — говорят представители кредитной организации. — В России п
ри осуществлении исполнительного производства возникает много проблем, поэтому требуется постоянное участие в нем кредитора с целью контроля и анализа ситуации. Фактически здесь должен присутствовать индивидуальный, точечный подход, что требует от банка выделения серьезных ресурсов. Аутсорсинг, безусловно, позволяет эффективно их использовать.
 
Судя по статистике Федеральной службы судебных приставов (ФССП), количество «кредитных» дел и объем взыскиваемой задолженности за последние два года выросло, а эффективность работы исполнителей несколько снизилась. В 2010 году приставы взыскали в 15 раз меньше необходимого объема, а в прошлом — в 16 раз.
 
— Являясь уполномоченным представителем кредитора, мы по закону имеем возможность совместно с приставами осуществлять деятельность по взысканию задолженности — например, поиск предмета залога, покупателей для его дальнейшей реализации, если речь идет, скажем, о долгах по автокредитам, — объясняет гендиректор Столичного коллекторского агентства (СКА) Артем Плохов. — Также мы знакомимся с ходом исполнительного производства, при наличии у нас дополнительной информации о должнике советуем приставам, какие действия в отношении него применить. Скажем, рекомендуем им обратиться в Пенсионный фонд, чтобы проследить отчисления того или иного физлица, выяснить источник его дохода для предъявления исполнительного листа по месту работы.
 
В объеме бизнеса коллекторского агентства «Секвойя Кредит Консолидейшн», как сообщила его гендиректор Елена Докучаева, деятельность по представлению интересов клиента на этапе исполнительного производства сейчас составляет 10% против 9% в прошлом году и 8% в 2010-м. В СКА в настоящее время — 5%, и эта цифра тоже увеличилась по сравнению с предыдущими годами.
 
Правда, не все кредитные организации в сфере взыскания долгов на этапе исполнительного производства полностью полагаются на агентства. К таковым, в частности, относится банк «Хоум кредит».
 
— За последние пару лет мы сделали большой рывок в повышении собственной эффективности в данной сфере. Так, в 2008-2010 годах эффективность коллекторских агентств на стадии исполнительного производства составляла 25% против 20% у банка, а в период с 2010-го по 2012-й это соотношение определено как 24% к 28%, — заявил директор департамента управления процессами взыскания «Хоум кредита» Святослав Емельянов. — В дальнейшем мы не планируем увеличивать количество дел, передаваемых внешним коллекторам. Своими силами банку взыскивать долги на любом этапе экономически выгоднее.
 
По словам сотрудников пресс-службы «ЮниКредита», вопрос эффективности работы коллекторов на стадии исполнительного производства связан с продуктовым рядом, составляющим проблемный портфель на определенной стадии взыскания, а также с системой вознаграждения «помощников».
 
К примеру, СКА, действуя как агент, в течение полугода возвращает кредитору 10-20% просрочки по кредитным картам (долги сроком до года) на этапе реализации судебного решения.
 
А Олег Коган полагает, что в отношении любого сотрудничества с внешними коллекторами надо действовать по принципу «доверяй, но проверяй». На его взгляд, «частных взыскателей» и на этапе исполнительного производства надо привлекать только под переменное вознаграждение, которое зависит исключительно от суммы возвращенных средств.

Похожие новости
Похожих новостей нет.