Коллекторское агентство Альфа-Банка «Сентинел Кредит Менеджмент» планирует выйти на рынок банковских долгов
Как стало известно РБК daily, принадлежащее Альфа-банку коллекторское агентство «Сентинел Кредит Менеджмент» собирается развернуть работу с долгами других банков. Замдиректора агентства Александр Савинов рассчитывает, что через два года их доля в объеме контрактов достигнет половины.
На визитке Александра Савинова написано: When soft talks are done — «Когда мягкие разговоры окончены». Тем не менее, как и многие топ-менеджеры коллекторских агентств, г-н Савинов внешне похож на успешного финансиста. Он работает в коллекторском бизнесе уже около десяти лет.
У Альфа-банка опыт в этой сфере чуть меньше — отдельное агентство было создано в 2011 году, дирекция по взысканию просроченной задолженности существует с 2007 года. Сейчас основу бизнеса «Сентинел Кредит Менеджмент», стопроцентной «дочки» Альфа-банка, составляет работа с клиентами материнской кредитной организации. Г-н Савинов уверен, что за два года он сможет сделать из компании рыночного игрока.
«Сейчас на портфель Альфа-банка приходится около 80% активных рабочих контрактов. Через два года мы планируем получать от этого сотрудничества не более 50% доходов», — рассказывает коллектор. Он сообщил, что агентство перестанет быть кэптивным, развивая бизнес в условиях конкуренции с другими участниками рынка. «Мы планируем стать одним из крупнейших игроков. Для этого предстоит серьезно усилить направление телефонного взыскания», — говорит г-н Савинов. Он уточняет, что сейчас в колл-центре заняты 60 человек, а планируется увеличить их число до 300.
Путем телефонных переговоров с должниками обычно договариваются на начальном этапе взыскания. К более активным действиям и личным контактам коллекторы приступают, если заемщик не хочет платить после мягкого воздействия. Именно личные контакты с должниками до недавнего времени активно развивал в агентстве Александр Савинов. «Выездных менеджеров в компании — 600 сотрудников, и это один из самых больших коллективов подобного профиля среди российских коллекторских агентств», — рассказывает топ-менеджер. Он пояснил, что у «Сентинел Кредит Менеджмент» сейчас также есть 80 специалистов судебного конвейера, столько же людей заняты в сопровождении исполнительного производства.
Профессионалы сферы взыскания считают, что сделать банковское агентство рыночным — достаточно амбициозный вызов.
«Многие банки настороженно относятся к агентствам, аффилированным с другими кредитными организациями, — говорит старший вице-президент Национальной службы взыскания Сергей Шпетер. — Но если менеджмент построит эффективную работу и предложит хорошие условия, не вижу препятствий для успеха». Г-н Шпетер отмечает, что в общении с заемщиками должен применяться широкий спектр инструментов, у агентства же основной метод работы — филд-коллекшн, то есть выезды к должникам.
Начальник отдела по возврату просроченной задолженности Райффайзенбанка Владислав Котельников согласен с тем, что лишь единичные банки отдают в работу долги агентствам, аффилированным с конкурентами. «Есть опасения, что коллекторы узнают внутреннюю информацию банка: параметры кредитов, уровень просрочки и другие данные о работе банка с клиентами», — поясняет г-н Котельников. Он признает, что конкретных оснований для таких подозрений нет: соглашение о конфиденциальности подписывается как с независимыми, так и с банковскими агентствами.
Г-н Савинов в будущем планирует больше внимания уделять договорам цессии — одному из самых доходных направлений. «В отличие от работы по агентской схеме цессия требует средств для покупки портфелей банков и компетенции тонкой оценки портфелей», — рассказывает он. Углубление этого направления и увеличение мощности колл-центра в пять раз должны способствовать резкому улучшению показателей деятельности агентства.