Аналитики констатируют, что кредитные риски российских банков будут расти
Банки напряглись из-за того, их статистика в последние месяцы портится увеличением просрочки по корпоративному кредитованию. А темпы розничного кредитования существенно обгоняют рост зарплат и реальных доходов населения. Словом, кредитные риски вернулись в банки, развалились в кресле и нагло потребовали кофе, угрожая своим бешеным ростом, основанном на нестабильности и ожиданиях то ли второй волны, то ли конца света.
Как признались аналитики Moody’s Analytics, организовавшие конференцию «Автоматизация процесса оценки заемщиков и принятия кредитных решений», если два года назад на это традиционное мероприятие, посвященное управлению кредитными рисками, регистрировалось около 100 делегатов, то в этот раз их пришло вдвое больше, что лишний раз подтверждает актуальность темы. Эксперты признают, что российские банки стали гораздо больше инвестировать в область управления рисками и делают это не только для спокойствия регулятора.
Тем не менее, если в начале года банкиры еще строили оптимистические планы по темпам всяческого роста, то холодное лето волатильности на глобальных рынках четко дало понять, что не в теплице живем, так что много вырастить не получится.
По словам вице-президента и старшего аналитика группы по работе с финансовыми организациями Moody’s Investors Service Ольги Ульяновой, хотя в последние два года экономическая ситуация в России демонстрировала тенденцию к стабилизации и улучшению, утверждать, что это всерьез и надолго, нельзя. «Если глобальная экономика будет развиваться по негативному сценарию, эпицентр его воздействия на российскую банковскую систему переместится из зоны рыночных рисков в зону кредитных рисков», — считает эксперт.
Также банкам не преминули напомнить о том, что новые кредитные риски утяжеляются прежними неразрешенными проблемами, удачно закамуфлированными под реструктуризацию ранее выданных кредитов. По жесткой оценке Moody’s Investors Service, 20% кредитного портфеля российских банков являются проблемными. Это не только «плохие долги», но и кредиты, не генерирующие реальной доходности и висящие на балансе камнем на шее утопающего.
Экспертов беспокоит, как банки возьмут барьер по капитализации. Карманы акционеров вывернуты. Доступ российских банков к инструментам рефинансирования либо затруднен, либо не по карману. Запас прочности есть, конечно, но его не хватит на длительную осаду, если общая экономическая ситуация значительно ухудшится.
В общем, народ волнуется, прекрасно помня, что первая волна кризиса началась за океаном, а потом обрушилась на Россию таким цунами, что разрушения оказались одними из самых значительных. А тут еще и иностранные «дочки», приостановившие кредитование, темы для сплетен регулярно подкидывают, и некоторые лидеры «двадцатки» заявляют о том, насколько это целесообразно — спасать банки за счет налогоплательщиков. Так что поводов для напряженного ожидания самого страшного хватает.
Старший директор Moody’s Analytics Кристиан Тук отметил ментальный характер в управлении кредитными рисками. В России часто ради хороших отношений с клиентами закрывают глаза на очевидные проблемы, отчего риск-менеджмент становится столь бессистемным, что его еще выстраивать и выстраивать. Эксперт представил пошаговую инструкцию из десяти пунктов, как это сделать. Раз российская банковская система нацелена на прибыльность, как гончая на зайца, то и риск-менеджмент должен быть очень качественным. Также в рамках конференции был представлен программный продукт Risk Analyst, призванный автоматизировать процесс оценки заемщиков.
Отвечая на вопросы журналистов о диагнозе российских банков относительно управления кредитными рисками, управляющий директор Moody’s Analytics Роберт Кинг отметил, что тяжело оценивать банковскую систему, в которой пять банков контролируют 60% активов, а остальная тысяча просто не вписывается в общую картину. А главное отличие российских банкиров от западных коллег в том, что они поторопились заявить, что кризис кончился. Между тем, он только начался.
«Это не начало конца, это конец начала», — метко заметили международные эксперты.