16 января 2012
2722
поделитесь с друзьями

В декабре прошлого года крупнейшие бюро кредитных историй зафиксировали абсолютный рекорд по числу обращений банков

В декабре прошлого года крупнейшие бюро кредитных историй зафиксировали абсолютный рекорд по числу обращений банков. По итогам месяца число запросов в полтора раза превысило результат аналогичного периода прошлого года. Осенью банки опасались кредитовать из-за нестабильной ситуации на финансовых рынках и в декабре бросились наверстывать упущенное, что отразилось на числе запросов в БКИ.

Подводя итоги прошлого года, два крупнейших бюро кредитных историй, НБКИ и "Эквифакс кредит сервисиз" (на их долю приходится около 75% рынка), зафиксировали рекорд по числу обращений банков с запросами о кредитных историях в декабре. "К нам поступило 6 млн обращений банков в декабре, что стало максимальным результатом за месяц с начала нашего существования. За аналогичный период 2010 года было существенно меньше — 3,4 млн, среднемесячное число запросов — 3,3-3,8 млн",— говорит гендиректор "Эквифакс кредит сервисиз" Олег Лагуткин. По словам гендиректора НБКИ Александра Викулина, число отчетов о кредитных историях, предоставленных НБКИ банкам в последнем месяце прошлого года, составило 6,2 млн, что также стало абсолютным рекордом. В декабре число запросов традиционно возрастает, но уровня прошлого года оно еще не достигало, добавляет он.

Повышенное число запросов кредитных историй со стороны банков в БКИ стало поступать еще в ноябре прошлого года. Так, по данным НБКИ, за месяц их было около 5 млн, по данным "Эквифакс кредит сервисиз" — 4,6 млн. Рекордные результаты по числу обращений кредитных организаций в БКИ, зафиксированные в конце года, могут объясняться нестабильной ситуацией, наблюдавшейся в августе-октябре на финансовых рынках, указывают эксперты. "В этот период банки находились в подвешенном состоянии, опасаясь кредитовать, в ноябре-декабре стало понятно, что коллапса не произошло, и банки стали наверстывать упущенное, активизируя кредитование, что привело к существенному росту числа запросов кредитных историй",— предполагает Олег Лагуткин.

Согласны с его мнением и банкиры. "Декабрь — традиционно высокий сезон продаж, но в декабре 2011 года были свои особенности, сыграло роль то, что на фоне нестабильной финансовой ситуации осенью некоторые игроки испытывали проблемы с ликвидностью, что сдерживало кредитование,— говорит директор дирекции по работе с проблемной задолженностью ОТП-банка Алексей Чернышев.— В ноябре ситуация начала стабилизироваться, и те, кому удалось решить эти проблемы, смогли существенно нарастить объемы кредитования, что привело к росту запросов в БКИ". Хотя в августе-октябре мы продолжали кредитовать запланированными темпами, мы видели снижение активности со стороны ряда банков в этот период, добавляет зампред правления банка "Ренессанс Кредит" Олег Скворцов. По его словам, с ноября, когда стало понятно, что ситуация не настолько критическая, как представлялось, эти банки активизировали свои усилия по наращиванию портфелей.

Еще одной причиной роста числа запросов помимо отложенного спроса могло стать и перераспределение предпочтений банкиров в пользу краткосрочных небольших по объемам кредитов. "В ситуации, когда наблюдается дефицит ликвидности, в первую очередь банки уменьшают число больших долгосрочных кредитов, для которых нужны длинные деньги, отдавая предпочтение более краткосрочным, поскольку с краткосрочной ликвидностью ситуация более определенная,— указывает член правления Райффайзенбанка Андрей Степаненко.— Очевидно, что это введет к наращиванию портфеля за счет существенно большего числакредитов и как следствие — роста числа запросов в БКИ".