ЦБ будет бороться с ростом объема кредитов населению
Большая часть этого портфеля — потребительские ссуды. Минфин считает, что ситуация с нехваткой ликвидности — нормальное явление, а ЦБ будет бороться с ростом объема кредитов населению.
Дефицит ликвидности в банковской системе навсегда останется спутником российской финансовой системы, это надо принять как объективную реальность. Об этом заявил заместитель министра финансов Алексей Моисеев.
Нехватка денег на финансовом рынке наблюдается в течение последнего года, возникла она летом 2011 года. Так, еще осенью прошлого года глава ЦБ Сергей Игнатьев говорил, что «если банкам понадобится триллион, то дадим триллион». Но сейчас объемы аукционов РЕПО перевалили за эту планку. Нередко банки занимают у регулятора по 1,3 трлн рублей в день.
Абсолютное отсутствие дефицита ликвидности в банковской системе может означать только одно: у банков нет возможности размещать средства в активные инструменты, например, кредиты, отмечает руководитель казначейства банка «Стройкредит» Илья Киселев. Поэтому он считает, что дефицит ликвидности будет присутствовать в нашей системе в любом случае — и это абсолютно нормальное явление. Другое дело, что может сложиться ситуация острого дефицита, которая в худшем случае приводит к отсутствию возможности у банков отвечать по своим обязательствам, добавляет специалист. Необходим баланс между избыточной и дефицитной ликвидностью.
Алексей Моисеев отметил, что дефицит ликвидности — это реальность, в которой банкам приходится жить и работать.
На международных рынках сейчас складывается такая ситуация, когда ресурсы выводятся в менее рискованные зоны, считает директор департамента розничного кредитования Русстройбанка Михаил Лазаренко. Он подчеркивает, что Россия, к сожалению, не настолько еще стабильный рынок, чтобы инвесторы оставались в стране в периоды финансовых штормов. А собственной внутренней ликвидности в стране не хватает на растущие активные операции банковского сектора, сетует банкир.
Перекредитовали
Основная причина дефицита ликвидности в последнее время в том, что рост внутреннего кредитования существенно обгоняет прирост депозитов, полагает начальник управления инвестиционных операций Ланта-банка Олег Поддымников. До кризиса 2008 года основным инструментом монетарной политики было регулирование в том числе объема свободных денег через валютный курс. «Рублевая ликвидность предоставлялась участникам рынка через покупку у них валюты. Данный механизм плохо позволяет регулировать денежную массу. В итоге растет инфляция, и надуваются пузыри в разных классах активов», — комментирует практику докризисного времени Олег Поддымников.
В данный момент ЦБ проводит политику регулирования через процентную ставку. Эта система допускает существование определенного дефицита ликвидности, и ЦБ в этом случае может лучше контролировать объем денежной массы и, соответственно, инфляцию. В условиях кризисной ситуации на международных рынках капитала, который наблюдается сейчас, основным источником ликвидности становится ЦБ.
Ответные меры Банка России
Поскольку в России сложилась такая ситуация, когда все свободные деньги ушли в выданные банками кредиты, Банк России озабочен агрессивным ростом кредитования. Поэтому регулятор может повысить требование к достаточности капитала для банков, ведущих рискованную политику. Об этом заявлял в начале октября первый зампред ЦБ Алексей Симановский, и его слова подтвердил глава Минфина Антон Силуанов, который возглавляет Национальный банковский совет.
Министр финансов не стал уточнять, какие именно действия банков могут подпасть под такие санкции. Но Центробанк, Минфин и Агентство по страхованию вкладов (АСВ) уже запланировали повысить норму отчисления в фонд страхования вкладов на 40% для банков, имеющих неоправданно высокие ставки по вкладам.
Центробанк будет ограничивать темпы наращивания потребительского кредитования. Эти меры Алексей Моисеев называет абсолютно адекватными, так как Банк России пытается уберечь рынок от чрезмерного перегрева.
Что касается ужесточения требований к кредитным организациям со стороны ЦБ, то здесь важно не перегнуть палку с «закручиванием гаек», считает Илья Киселев. Он полагает, что необходимо обеспечить взвешенный подход к оценке рисков и не «грести всех под одну гребенку».
В то же время в случае усиления кризиса может начаться снижение стоимости залогов и увеличение числа просрочек по кредитам, что может ухудшить показатель достаточности капитала (Н1), который сейчас находится на приемлемом уровне — 13,3%, добавляет Олег Поддымников.
Банк России на своем сайте начал обсуждение проекта изменений в положение 254-П, ужесточающих порядок формирования банками резервов по необеспеченным розничным кредитам. Банкам предложено с 1 января 2013 года в два раза увеличить планку резервов по еще непросроченным кредитам и по ссудам с просрочкой более 30 дней.
Норма резервирования по необеспеченным кредитам может быть повышена, потому что такие кредиты действительно несут в себе риски. Поэтому уравнивать их в величине формируемых резервов, например, с ипотекой или другим обеспеченным кредитом не правильно, полагает Лазаренко.