Объемы розничных кредитов растут, причем вопреки прогнозам
Объемы розничных кредитов растут, причем вопреки прогнозам. Не укладывается эта тенденция и в выводы социологов о том, что граждане осознали, сколько они переплачивают за товары, купленные в кредит.
Рынок банковской розницы в первом квартале 2012 года развивался не по прогнозам. И хотя серьезного увеличения спроса не ждали ни Центробанк, ни аналитики рынка, сегмент кредитования частных лиц рос достаточно активно, примерно теми же темпами, что и в октябре-ноябре 2011 года. И в итоге, по банковской системе в целом за первые три месяца этого года рост кредитного портфеля частным лицам составил 6,5%. Об этом заявил глава ВТБ24 Михаил Задорнов. По его словам, если такие темпы сохранятся, то к концу года рост объема розничных кредитов составит более 30% и приблизится к результатам прошлого года — к 36%.
При этом глава ВТБ24 отметил, что растут все сегменты рынка кредитования — начиная от кредитов наличными и кредитных карт и заканчивая долгосрочной ипотекой. Такой спрос, в целом, положителен для экономики страны, уверен Задорнов, так как обеспечивает сбыт продукции и отечественного, и иностранного производства.
Между тем, компания Synovate Comcon по итогам проведенного опроса пришла к выводу, что граждане России стали отказываться от потребительских кредитов. Причина — они осознали, что ставки слишком высоки и за товар, купленный в кредит, приходится изрядно переплачивать. При этом компания отметила и показавшуюся ей странной особенность российских граждан: придя в магазин, обычный заемщик забывает о высоких ставках и охотно берет кредиты на месте, где их предлагают под 30–40% годовых. В офисе банка аналогичный кредит может стоить в два раза дешевле.
Начальник аналитического управления Национального рейтингового агентства Карина Артемьева достаточно просто объясняет то, что социологам показалось странным: «Человеку, который видит в магазине товар, который ему нравится, проще приобрести его не отходя от кассы. Для реализации своего желания он немедленно готов прибегнуть к кредиту. Да к тому же этот порыв всегда поддержит банковский сотрудник, который в нужный момент окажется рядом и будет активно предлагать услуги банка», — отмечает Карина Артемьева. Прийти в магазин или автосалон и тут же на месте получить кредит — это, конечно, существенно удобнее, чем сначала оформлять бумаги в отделении банка, а затем уже отправляться за товаром в магазин.
Впрочем, банкиры не согласны с тем, что кредиты активнее берут в торговых сетях. По их мнению, большинство заемщиков все же предпочитает традиционное обращение в банк. Правда, с течением времени спрос на займы и схема получения кредита меняются — многие заемщики перед визитом в банк стали заполнять заявку на сайте, и лишь затем обращаются за получением кредита в отделение, отмечает заместитель директора департамента розничных продуктов банка «Петрокоммерц» Анна Романенко.
Условия POS-кредитования (кредитов, выданных в торговых точках) становятся все более либеральными, так как ставки по ним идут вниз, а в магазинах регулярно проводятся акции с более низкими ставками или вообще беспроцентными кредитами. Высокорискованность (маржинальность) POS-кредитования постепенно снижается, и этот сегмент сейчас становится, скорее, способом привлечения клиентов, чем каналом продаж, считает аналитик банка «Хоум Кредит» Станислав Дужинский.
Госбанки стремятся прописаться в торговых точках
Тот факт, что часть населения все же предпочитает брать кредиты не в отделениях банков, а в торговой сети, в какой-то степени служит объяснением, почему госбанки, в частности, Сбербанк и ВТБ24, стремятся выйти на рынок POS-кредитования. И хотя этот сектор считается рискованным, он пока остается самым высокодоходным.
У государственных банков сейчас есть реальная возможность занять определенные доли в сегментах POS и экспресс-кредитования, полагает Дужинский. Однако учитывая то, что рынок довольно ограничен и уже практически сформирован, можно ожидать, что те, кто уже активно здесь работает, не отдадут свою долю без конкурентной борьбы. С появлением же новых игроков конкуренция значительно обострится, что, скорее всего, усилит тенденцию к снижению ставок, что для банков означает снижение маржи. То есть выиграют от этого в первую очередь потребители, отмечает аналитик.
Правда, Карина Артемьева напоминает, что у госбанков есть доступ к дешевым ресурсам, а значит они сразу могут предложить ставки ниже сложившихся. Это им позволит перетянуть на себя заемщиков, поскольку нынешние высокие ставки все-таки людей смущают. И уловка, что клиенту надо ориентироваться не на ставку по кредиту, а на сумму ежемесячного платежа, скоро перестанет работать.
Изобретаются и новые каналы продаж кредитных продуктов. Так, все больше заявок на получение кредита заполняются на сайте банка, через Интернет можно получить и приглашение оформить кредитную карту. Кроме того, растут объемы продаж банками новых кредитов лояльным клиентам — тем, кто уже пользовался кредитами банка и вовремя по ним расплатился. Это так называемые предодобренные кредиты, отмечает Анна Романенко.
Наступление на прошлогодние рекорды
Станислав Дужинский отмечает, что в этом году кредитная розница растет быстрее, чем в прошлом: за три месяца этого года — 6,5%, за аналогичный период 2011 — 2,7%. Поддержку активности кредитования оказывает сохраняющийся высокий уровень потребления. Так, Дужинский ссылается на данные Росстата: оборот розничной торговли непродовольственными товарами составил в феврале этого года 797,3 млрд рублей, что на 9,3% выше показателя февраля 2011 года. Этому в значительной мере способствует благоприятная ситуация на рынке труда — по оценке МЭР, с исключением сезонности в феврале уровень безработицы составил 5,8%. Рост благосостояния населения, как и рост реальной заработной платы, составил в январе-феврале 1,6%.
При сохранении данных тенденций, оценка темпа роста розничного кредитного портфеля в 30% и выше по итогам года выглядит вполне правдоподобной, считает Дужинский. Правда, Михаил Задорнов надеется на более высокий результат работы ВТБ24 — на 40-процентный рост кредитного портфеля.