11 января 2012
1737
поделитесь с друзьями

Незаконный вывод капитала за рубеж, отмывание денег, обналичка составляет почти 10% ВВП страны

Незаконный вывод капитала за рубеж, отмывание денег, «обналичка» и еще несколько видов преступлений в финансовой сфере в России «тянут» на 5 трлн. руб. по итогам 2011 года, что составляет почти 10% ВВП страны, сообщают Известия.Ру.

Такую сумму назвал в интервью «Интерфаксу» начальник управления по борьбе с экономической преступностью в сфере финансовой деятельности и банкротства (управление «Ф») ГУЭБиПК МВД России Олег Борисов. По его словам, это оценка Центрального банка, с которой согласны специалисты полиции. Борисов отметил, что в январе-ноябре 2011 года в России зафиксировано свыше 56,7 тысячи преступлений, совершенных в финансово-кредитной сфере.

Эксперты, однако, ставят под сомнение указанную величину: одни считают ее заниженной, другие – завышенной.

По словам начальника управления макроэкономического анализа «ВТБ Капитала» Алексея Моисеева, пока не разъяснено, какие операции в данном случае представитель МВД относит к преступлениям. Ведь, несмотря на проникновение в нашу среду карточных транзакций, отмечает он, подавляющая часть операций осуществляется все-таки с помощью наличных: «Если я купил на базаре картошку у старушки, не имеющей кассового аппарата и разрешения на предпринимательскую деятельность, что это? По формальному признаку продавщица — нарушительница, а я ее пособник. Та же история, если я поменял масло в моторе в частном гараже, где мне тоже вряд ли выдадут чек. Если так определять, то цифра, указанная полицией, возможно, занижена».

Моисеев также обращает внимание на то, что надо уточнить, что именно следует считать нелегальным выводом денег за рубеж.

Научный сотрудник Института Центра развития НИУ "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ) Дмитрий Мирошниченко указывает на следующее обстоятельство: если разделить 5 триллионов на 57,6 тысяч преступлений, то получится, что на одно преступление приходится в среднем 87 миллионов рублей нелегальных денег. Если же учесть, что не каждая махинация исчисляется десятками миллионов, то получится, что одни - тысячами рублей, а другие - миллиардами. "Спрятать в сделках и операциях десятки миллиардов рублей могут только крупные банки, а они у нас в основном государственные", - сказал в разговоре с корреспондентом "Российской газеты" Мирошниченко. К тому же, на его памяти в прошлом году случилось два крупных финансовых скандала - с "Банком Москвы" и вскрытыми нелегальными игровыми заведениями. Но совокупная "теневая" сумма, проходившая по ним, практически на порядок ниже пяти триллионов. Откуда взялись остальные, 4,5 триллиона, удивляется эксперт, и как они остались незамеченными в прошлом году и не преданными огласке? В связи с этим Мирошниченко предполагает, что цифра в пять триллионов несколько завышена.

5 триллионов рублей – это очень серьезные цифры, комментирует эксперт департамента оценки «2К Аудит - Деловые Консультации/Морисон Интернешнл» Петр Клюев. Если речь здесь идет исключительно об отмывании средств, обналичке и незаконном выводе капитала за рубеж – это проблема, которую необходимо решать ужесточением контроля за этими операциями и наказания преступникам, уверен он. Однако к финансовым преступлениям можно отнести и коррупционные схемы, и налоговые преступления, указывает экперт: «В этом случае цифра в 5 триллионов может оказаться заниженной». И с этими проблемами нужно бороться в первую очередь за счет законодательной, а не исполнительной власти.

По мнению Клюева, повышение инвестиционной привлекательности страны, появление хороших возможностей для легального получения доходов, гарантии защиты частной собственности значительно снизят объемы финансовых преступлений. «Именно над этим государству необходимо работать в первую очередь», - уверен эксперт.

Похожие новости
Похожих новостей нет.