12 мая 2012
1102
поделитесь с друзьями

Путин в серии президентских указов постановил, что правительство должно обеспечить выполнение его обещаний

Путин сказал, Путин делает: в серии президентских указов, подписанных сразу после инаугурации, он постановил, что правительство должно обеспечить выполнение обещаний, розданных им в своих программных статьях накануне выборов. Документы для рынка неоднозначные: выполнение одних постановлений в указах способно существенно облегчить жизнь бизнесу, других – зарегулировать рынки до крайности, что в очередной раз свидетельствует о неверии главы государства в эффективность рыночных механизмов. К числу первых относится ряд положений указов об экономической политике и о госслужбе, ко вторым – так называемые "социальные" указы, чего стоит, например, постановление ограничить ипотечные ставки к 2018 году.
 
В указе о мерах об обеспечении граждан доступным жильем президент, в частности, постановил обеспечить снижение стоимости квадратного метра жилья на 20% за счет увеличения ввода жилья экономкласса и снижения разницы между ипотечными ставками и инфляцией до 2,2 процентных пункта. По итогам первого квартала индекс потребительских цен в годовом выражении составил 3,7%. Если бы банкиры, например, государственные, вдруг взяли под козырек и начали выдавать желаемую президентом ипотеку, то ставки упали бы ниже 5,9% годовых. Очевидно, без прямого вмешательства государства этого никогда не произойдет.
 
К такому государственному вмешательству можно отнести упомянутые в указе спецусловия для кредитования молодых семей и бюджетников (то есть, как ранее писал Путин, – субсидирование процентной ставки) и создание ипотечно-накопительной системы (стройсберкассы с субсидированием взноса). Эти меры должны быть разработаны до сентября, однако трудно представить, что скорая реализация задуманного повлияет на весь рынок в требуемом масштабе. Тем не менее, как ни странно это покажется на первый взгляд, банкиры не только способны обеспечить превышение среднего уровня ипотечных ставок над инфляцией в 2,2 процентных пункта, но и уже делают это.
 
Дело в том, что есть два типа реальных процентных ставок – ставки ex-ante и ex-post. «Первые – это те, на которые экономические агенты ориентируются исходя из своих ожиданий по инфляции в момент, когда они берут кредиты. Что-то типа прогнозных реальных ставок. Вторые – это те, которые получаются по факту, то есть которые можно посчитать год спустя, когда статистика по инфляции уже известна», – разъясняет в своем блоге главный экономист «Альфа-Банка» Наталия Орлова.
 
При текущей инфляции 3,7% и средней ставке 12,1% по ипотечным кредитам, выданным в марте, получается превышение в 8,4 процентных пункта. То есть почти в четыре раза выше уровня в два с небольшим процентных пункта, обозначенного президентом. Но если мы возьмем инфляционные ожидания и прогнозные ставки, то картина получится совершенно иная. По данным Центра развития, в начале 2011 года профессиональные прогнозисты в среднем ожидали инфляцию на уровне 8,6%. Прогноз президента Сбербанка Германа Грефабыл чуть выше – 9–9,5% на конец года.
 
Если к верхней границе прогноза банка-лидера на ипотечном рынке добавить ограничитель в 2,2 процентных пункта, то получится ставка 11,9%. А ведь именно такой уровень средних ставок по выдаваемым кредитам и зафиксировал ЦБ минувшей осенью и зимой – несколько месяцев он держался на уровне 11,6–11,9% годовых. Если бы ожидания банкиров совпадали с макроэкономическими ожиданиями правительства, то картина, скорее всего, была бы другая, ипотечные ставки – ниже. Тем не менее, инфляция снижается, а ставки остаются высокими.
 
«По сути, мы видим ситуацию, когда в результате постоянных обещаний ЦБ [и правительства] снизить инфляцию и таких же постоянных неисполнений этих обещаний экономика не может извлечь из замедления инфляции пользу», – отмечает Орлова. Получается, что главная проблема дорогих ипотечных кредитов состоит отнюдь не в жадности банкиров, влияние которой, вероятно, преувеличено. Она в отсутствии у рынка доверия к экономическим прогнозам правительства и Центрального банка.
 
Если же правительство и ЦБ начнут выполнять свои обещания, то 5–6 лет – это достаточный срок для того, чтобы рынок им поверил. Хотя бы к 2018 году.