Standard & Poor’s: Одной из причин снижения роста ВВП явлется то, что снижается спрос на российский экспорт, особенно нефть и газ
«Экономический рост в России замедляется под влиянием не только неблагоприятных условий в мировой экономике, но и в силу исчерпания экономикой потенциала существующей модели роста», — говорится в опубликованном сегодня отчете Standard & Poor’s «Экономический рост в России сдерживается как внутренними, так и внешними факторами».
По нашим прогнозам, в 2013 г. рост ВВП в России замедлится до 2,0% по сравнению с 3,4% в 2012 г. и 4,3% в 2011 г.
«Одной из причин снижения роста ВВП является то, что ухудшение экономической ситуации в еврозоне и других странах обусловливает снижение спроса на российский экспорт, особенно нефть, газ и другие сырьевые товары, — подчеркивает экономист Софи Тахири. — При этом российская экономика испытывает дефицит инвестиций в новые производственные мощности значительной по размеру добывающей промышленности. Кроме того, отток частного капитала из России достигает весьма внушительных размеров, поскольку деловой климат сдерживает привлечение как внутренних, так и иностранных инвестиций».
Несмотря на ослабление экономики, с 2012 г. наблюдается рост инфляции. Она оставалась высокой в 1-м полугодии 2013 г. и составляла в среднем 7,1%, что намного выше целевого значения, установленного Банком России (5-6% в 2013 г.). Вместе с тем уровень безработицы (5,3% в июле 2013 г.) оставался рекордно низким.
Эти факторы, а также сокращение профицита торгового баланса позволяют сделать вывод о том, что российская экономика работает почти на пределе своего потенциала. Поскольку снижение темпов роста мировой экономики обусловило сдерживание роста нефтяных доходов, которые поддерживали экономический рост в России в 1998-2008 гг., перед страной стоит трудный вопрос: каким образом она может противостоять замедлению темпов роста при ослаблении поддерживающего фактора — растущих цен на сырьевые товары?
Правительство пытается ускорить диверсификацию экономики и создать стимулы для повышения темпов роста и стимулирования частных инвестиций в развитие инфраструктуры. «Однако мы полагаем, что в долгосрочной перспективе вероятность преодоления проблемы нехватки производственных мощностей в добывающей промышленности невелика, принимая во внимание длительный период недоинвестирования, — отметила г-жа Тахири. — Развитие секторов экономики помимо энергетического, вероятнее всего, также будет ограничено до тех пор, пока не произойдет значительных улучшений делового климата и конкурентоспособности».