Про обращение взыскания на криптоактивы
Автор: Олег Ушаков,
советник ЦБ РФ
На днях побывал на блестящем онлайн-мероприятии Ассоциации банков России, посвященном теме обращения взыскания на криптовалюты.
Узнал много нового о том, как правоохранительные органы отлавливают похитителей криптовалют (если коротко, то зависит от системы хранения: если кто-то из "проф участников" держит кошелек, тогда вообще нет проблем, а если сам похититель - то при попытке обмена на официальную (т.н. фиатную) валюту).
Думаю, что требуется обсуждение проблем обращения взыскания и на цифровые финансовые активы (ЦФА), которые не являются криптовалютами.
Инструмент зачастую очень похож на ценные бумаги, но при этом ни в законе об исполнительном производстве, ни в законе о банкротстве ЦФА еще нет.
Например, при аресте ценных бумаг пристав знает, что делать. А с ЦФА? Пока нет.
А залог? Залог ценных бумаг отражается на счете, который ведет регистратор или депозитарий. В случае же цифровых прав залог, согласно Гражданскому кодексу, отражается в информационной системе "без обращения к третьему лицу". Но как тогда ЦФА передаются в залог, если они держатся "напрямую" в кошельке, без всяких посредников? Это как передать в залог наличку - может быть проблемно получить обратно.
Безусловно, в отношении ЦФА у рынка довольно большие ожидания. Осмелюсь предположить - оправданные. Но для полноценного запуска инструмента очень важно решить описанные мною проблемы.