15 декабря 2011
2650
поделитесь с друзьями

России предстоят тяжелые времена как в экономическом, так и политическом смысле

России предстоят тяжелые времена как в экономическом, так и политическом смысле. Возможно, страна погрузится не просто в стагнацию, а в рецессию, которая продлится не несколько месяцев, а несколько лет.
 
С такими крайне пессимистичными прогнозами выступили вчера в Москве российские экономисты и банкиры. По их мнению, мировая нестабильность и внутренние политические риски заставляют усомниться в будущих макроэкономических успехах страны. Эти предсказания сильно расходятся с официальными прогнозами и с оценками иностранных наблюдателей.
 
Мировая экономика неотвратимо погружается во вторую волну кризиса, и в отличие от событий трехлетней давности сейчас не будет резкого падения и резкого отскока. «Ситуация «упал–отжался» исключена», – считает директор департамента стратегического анализа компании «ФБК» Игорь Николаев. Теперь мир ожидают медленное погружение на дно и затяжной кризис.
 
Российская экономика тоже захвачена этим трендом, недаром уже осенью динамика промпроизводства начала замедляться. Ситуация усугубляется бюджетной политикой РФ. Государство в ближайшие три года будет наращивать оборонные расходы, продолжит увеличивать социальные обязательства и точно не откажется от масштабных «строек века». Экономика РФ будет находиться в непростой ситуации на протяжении нескольких лет, и именно в это время ее ожидает усиление налогового бремени, добавил Николаев.
 
В последние дни стал очевиден еще один негативный фактор, который не даст России стать тихой гаванью. Это растущие политические риски. Отток капитала из страны увеличивался еще до декабрьских выборов, напомнил Николаев. Оптимистичный прогноз Минфина гласил, что по итогам 2011 года отток составит около 80–85 млрд. долл. Однако после выборов и последовавших за ними социальных выступлений капитал скорее всего ускорит бег. «По итогам года мы получим не менее 90 миллиардов долларов оттока капитала», – сказал Николаев.
 
Экспертные прогнозы на 2012 год сильно разошлись с официальными. По оценке ФБК, российский ВВП покажет в 2012 году вовсе не рост на 3,5–4%, а падение на 1,5–2%. Дефицит бюджета составит не 1,5% ВВП, как считают в Минэкономразвития, а 4–5%. Инвестиции в основной капитал отнюдь не вырастут на 8%, как ожидают в правительстве, а сократятся на 2%. Будет отрицательным и индекс промышленного производства – минус 3–4%. Инфляция в 2012 году тоже превысит официальные прогнозы: вместо 5–6-процентного роста цен российская экономика получит 8–9-процентный. Однако экономические потрясения начнутся не сразу. Их стоит ожидать после президентских выборов, начиная со второй половины 2012 года. Потому что до выборов власти сделают все возможное, чтобы удержать экономику от явного спада. «Ту же индексацию тарифов ЖКХ власти перенесли на 1 июля», – заметил Николаев.
 
«Сегодняшняя ситуация напоминает 2008 год, но в несколько усеченном варианте. Разница в том, что пока не случился крах, подобный банкротству банка Lehman Brothers. Но проводимые стресс-тесты и реакция рейтинговых агентств на состояние французских банков показывают, что риски нового обвала есть», – сказал вчера президент банка «Российская финансовая корпорация» Андрей Нечаев. В конце прошлой недели агентство Moody’s вновь понизило кредитные рейтинги французских банков. Именно с французскими банками связаны основные риски. Ведь они, поясняет Нечаев, традиционно специализируются на кредитовании торговли нефтью и энергоресурсами. «Если этот рынок зашатается, удар по мировой экономике будет похлеще, чем после краха Lehman Brothers», – говорит банкир.
 
В России же, по данным Нечаева, снова резко растет внешняя корпоративная задолженность, еврокризис при этом ухудшил условия рефинансирования возросшего долга. Гигантский отток капитала Нечаев объяснил необходимостью возвращать взятые раньше долги. «И теперь не исключено, что многие крупные компании и банки – в том числе государственные, которые впереди других по заимствованиям, – столкнутся с серьезными долговыми проблемами. Тогда снова потребуется вмешательство государства. Российское государство вряд ли бросит банки на произвол западных кредиторов», – считает Нечаев. Сокращение сальдо торгового баланса страны, по предположению банкира, может обернуться во второй половине 2012 года девальвацией рубля на 25–30% к доллару. Единственное, что удерживает Россию от экономического шока, – высокие цены на нефть, которые удивляют даже аналитиков. «Я уверен, что нас ждет долгая рецессия, исчисляемая не месяцами, а годами», – резюмировал Нечаев.
 
Проректор Высшей школы экономики Андрей Яковлев рассказал о том, что сейчас и мир, и Россия вступили в опасный период неопределенности. Однако даже сейчас экономика вполне может показывать рост и инвестиционную активность. Но при одном условии – что в государстве налажен механизм взаимодействия правительства с бизнесом, что власть настроена на развитие. Тогда кризис становится окном возможностей. Однако все это справедливо скорее для Китая или Бразилии, но не для России считает Яковлев. «В России в течение последних 20 лет наблюдалась иная картина – разобщенность не только между элитами и простыми людьми, но и внутри самих элит, которые преследуют собственные интересы. В России растет недоверие всех и всем», – поясняет Яковлев.
 
Экономист Александр Аузан согласился с этим выводом и добавил, что «ближайшие 10 лет будут плохими», а краеугольным камнем российской политики скоро станет налоговый вопрос. Сейчас россияне не осознают, как много они отдают денег государству в качестве налогов и как мало за это получают социальных гарантий, считает Аузан. Налоги в России завуалированы. Подоходный налог и социальные взносы администрируются работодателем, акцизы и импортные пошлины закладываются в цену товаров, россияне напрямую сталкиваются, пожалуй, лишь с дорожным и имущественным налогами. Между тем налоговая нагрузка на гражданина в РФ примерно такая же, как в среднем по Европе – в районе 40% от реальных доходов. Как только население это осознает, оно начнет выдвигать правительству более жесткие требования по улучшению социальной сферы.
 
Заметим, однако, что некоторый пессимизм российских экономистов выглядит немного преувеличенным на фоне не только официальных прогнозов правительства РФ, но и оценок иностранных наблюдателей. Иностранцы подтверждают, что в следующем году рост российской экономики может замедлиться, однако не столь резко. Известный американский экономист Нуриэль Рубини предсказывал российскому ВВП рост в 2012 году на уровне менее 4% в год. Международный валютный фонд, Всемирный банк и Организация экономического сотрудничества и развития давали примерно тот же прогноз – около 4% ВВП роста плюс-минус несколько десятых долей процента.
 
С прогнозами для России выступила вчера также главный экономист BNP Paribas по РФ Юлия Цепляева. По ее оценкам, рост российской экономики в течение ближайших лет ускорится. По итогам 2011 года Цепляева ожидает 4,3% роста ВВП, в 2012 году – 4,7%, а в 2013-м – 4,8%.