Сбербанк начал делиться данными о кредитных историях своих заемщиков с БКИ "Эквифакс кредит сервисиз"
Сбербанк решил поделиться информацией о кредитных историях своих заемщиков, правда, только проблемных. До сих пор всю информацию о клиентах он передавал в аффилированное Объединенное кредитное бюро, однако недавно начал делиться данными и с "Эквифакс кредит сервисиз". По мнению экспертов, раскрыть информацию Сбербанк был вынужден из-за увеличения расходов на запрос данных у сторонних бюро по высоким ценам на фоне резкого роста розничного бизнеса.
О том, что Сбербанк начал передавать данные о своих заемщиках в бюро кредитных историй (БКИ) "Эквифакс кредит сервисиз", "Ъ" сообщили участники рынка. По словам источника "Ъ" в Сбербанке, передачу данных по розничным кредитам с просрочкой банк начал около месяца назад и сейчас этот процесс находится в завершающей стадии. В пресс-службе Сбербанка подтвердили факт передачи информации о кредитах с просрочкой в "Эквифакс", отказавшись сообщить, когда началась передача данных. В "Эквифаксе" также отказались от комментариев.
До последнего времени монополию на данные Сбербанка сохраняло аффилированное с ним БКИ — Объединенное кредитное бюро (Сбербанк владеет 50%). Начать сотрудничать с другими БКИ по передаче им информации о проблемных заемщиках Сбербанк собирался еще в 2008 году. Он даже заключил соглашения с ведущими бюро, однако этим дело и ограничилось. По словам гендиректора НБКИ Александра Викулина, хотя несколько лет назад такое сотрудничество обсуждалось, его так и не произошло. "В последнее время этот вопрос не поднимался",— добавляет он. В то же время Сбербанк активно пользуется услугами БКИ. "Мы сотрудничаем со всеми ведущими БКИ России,— сообщили в пресс-службе банка.— С точки зрения передачи данных мы проводим политику коммерческой организации, имеющей дочернее бюро".
Почему Сбербанк решил поделиться данными о проблемных заемщиках именно с "Эквифаксом", в пресс-службе банка сообщить отказались. Впрочем, причины такого решения очевидны. БКИ имеют разные тарифы на получение информации в зависимости от того, передает банк им собственные данные или нет. "Если банк не передает в наше бюро данные, но запрашивает их у нас, цена для него примерно в десять раз выше (от 220 руб.), чем если он осуществляет передачу данных нам",— говорит Александр Викулин. Впрочем, по его словам, на Сбербанк это правило не распространялось, для него действуют такие же тарифы, как для тех банков, которые передают информацию (4,48-22 руб. за запрос), в связи с большим объемом данных, запрашиваемых банком. А вот "Эквифакс", по словам источника "Ъ" в Сбербанке, не стал проявлять такой лояльности к крупнейшему игроку розничного рынка (доля Сбербанка более 30%) — для него действовали повышенные тарифы. "При небольшом количестве запросов эти расходы не были критичны, однако по мере роста объема запрашиваемой информации это стало ощутимой статьей расходов",— говорит собеседник "Ъ".
Согласно отчетности Сбербанка по РСБУ в прошлом году, он наращивал розничное кредитование быстрее рынка — на 42,2% за год против 39,4% в целом по рынку. "Столь серьезно наращивать портфель за счет кросс-сейла только своим клиентам проблематично, очевидно, что Сбербанк ведет продажи и среди новых клиентов, качество которых необходимо оценивать с помощью информации от других банков",— отмечает заместитель руководителя аналитического департамента "Совлинка" Ольга Беленькая. Кроме того, осенью прошлого года Сбербанк вышел на рынок кредитования в торговых сетях (POS-кредиты), купив 70% банка Cetelem. "Эквифакс" имеет эксклюзивные данные о заемщиках лидера этого рынка ХКФ-банка (выдал более 25% всех POS-кредитов). По оценкам директора департамента розничного бизнеса ХКФ-банка Артема Алешкина, пересечение клиентских баз ХКФ-банка со Сбербанком может достигать 25-30%. "Думаю, что им интересно получать данные о наших клиентах",— заключает он.