Герман Греф: Я пока пессимистично смотрю на темпы экономического роста в следующем году
По подсчетам экспертов, на протяжении последних четырех кварталов темпы роста российской экономики составляют менее чем полпроцента в квартал. «У нас последние три квартала экономика практически стоит на месте. Ее рост меньше 1,5% в годовом выражении», - цитирует BFM.ru слова бывшего зампреда Банка России Сергея Алексашенко. Он назвал ключевым фактором торможения роста плохой инвестиционный климат.
"Я прогнозирую, что к концу этого года мы очень существенно повлияем на темпы экономического роста в стране, если не будут предприняты меры по изменению модели в денежно-кредитной политике. Я пока пессимистично смотрю на темпы экономического роста в следующем году", - по сообщению Рейтер, об этом заявил журналистам глава Сбербанка Герман Греф.
В свою очередь, 27 депутатов-коммунистов во главе с Геннадием Зюгановым направили коллективный депутатский запрос главе правительства, к которому приложено официальное обращение 17 экономистов страны, не согласных с проводимой Центробанком России денежно-кредитной политикой. "Банк России отказывается возродить валютное регулирование и финансовый контроль, и его действия спровоцировали масштабный кризис ликвидности в банковском секторе; Банк России не создает фундамент для возникновения долгосрочных инвестиционных ресурсов в экономике, сохраняется внутренняя противоречивость правового статуса, целей и функций деятельности Банка России, его неподконтрольность и неподотчетность парламенту, правительству и обществу", - говорится в письме депутатов от КПРФ. По мнению коммунистов, многолетняя борьба с инфляцией привела к тому, что Россия "понесла чистый инвестиционный убыток в размере $50 млрд. в виде уплаты процентов и дивидендов иностранцам".
Впрочем, не только представители системной оппозиции указывают на то, что наши золотовалютные резервы хранятся на Западе в виде госбумаг вместо того, чтобы работать на благосостояние России. Депутат от «Единой России» Евгений Федоров предлагает законодательно запретить правительству «в 2013 году при ухудшении экономической конъюнктуры размещать средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния в иностранной валюте и в финансовых активах, номинированных в иностранной валюте». По замыслу единоросса, средства фондов «должны размещаться на депозитах российских банков — для поддержания отечественной экономики, и, в частности, развития льготного кредитования». Соответствующие изменения в бюджет депутат представил ко второму чтению бюджета, которое состоится в Думе в ноябре.
«Необходимо все-таки на Банк России взвалить также ответственность за экономический рост, поскольку в зависимости от проводимой денежно-кредитной политики, осуществляется и экономический рост»», - полагает депутат Госдумы от «Справедливой России», президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков.
Представителям экспертного пула Bankir.Ru было предложено ответить на следующие вопросы:
- cуществует ли прямая взаимосвязь между темпами экономического роста и денежно-кредитной политикой Центробанка?
- xто необходимо в ней изменить, сообразно текущей ситуации и с учетом уроков кризиса 2008 г.?
Комментирует Дмитрий Харлампиев, руководитель направления по макроэкономике банка "Петрокоммерц":
- Конечно, зависимость есть, прямая и достаточно явная, так как в качестве важнейшего фактора/драйвера экономического роста оправданно рассматривать кредитование. При этом состояние кредитного рынка напрямую зависит от объема и динамики денежного предложения, которое в свою очередь и является главным объектом приложения денежно-кредитной политики. Естественно, ужесточение денежно-кредитной политики, причем как в виде повышения уровня регулируемых ставок, так и в форме количественного ограничения (снижения лимитов на рефинансирование участников рынка), закономерно ведет к замедлению темпа роста экономики. Риторика ЦБ РФ в принципе понятна и прозрачна, российский регулятор решился на ужесточение из-за активизации инфляционных процессов, стремясь традиционным инструментарием ограничить темп роста ИПЦ. При этом, на мой взгляд, наблюдаемое ускорение роста общего уровня цен в экономике имеет немонетарную природу, оно в первую очередь связано в повышением тарифов на товары/услуги естественных монополий, а также низким урожаем сельскохозяйственных культур, таким образом монетарные методы противодействия могут оказаться малоэффективными. Хочется также отметить, что на данном этапе я не вижу возможности для одновременного достижения всех заявленных МЭР прогнозных параметров на 2013 год по темпу роста ВВП (3,7%), инфляции (5,5%) и темпам ускорения тарифов на услуги/товаров естественных монополий (в 1,5-2 раза). Также хочется подчеркнуть, что ускорение экономического роста в среднесрочной перспективе, а именно это предусматривает официальный прогноз, практически невозможно в условиях денежного ужесточения.
Комментирует Равиль Нигматов, директор стратегического и организационного департамента Абсолют Банка:
- Существует прямая связь между ДКП (денежно-кредитной политикой) и экономическим ростом, как в долгосрочной, так и краткосрочной перспективе. Стандартная задача ДКП - обеспечить стабильность и устойчивость национальной финансовой системы и валюты за счет низкой инфляции и устойчивым балансом между объемом предложения и спроса на денежном рынке, а без этого невозможен стабильный рост в реальном секторе экономике. В краткосрочной же перспективе ЦБ своими действиями стимулирует экономические агентства к росту сбережений или же наоборот инвестиций, что напрямую определяет источники и потенциал экономического роста страны. Если же говорить о текущей ситуации, то ЦБ в прошлом году перешел к политике инфляционного таргетирования, регулятор управляет объемом денежного предложения не за счет интервенций на валютном рынке (как это было до 2011 года), а за счет предоставления ликвидности на рынок и управления стоимости данных средств. Последний год банковское кредитование растет исключительно за счет средств ЦБ (ОСЗ уже более 3,5 трлн рублей), так как темпы роста депозитов существенно медленнее роста кредитного портфеля. Таким образом, учитывая, что одним из источников роста экономики в 2012 году был внутренний спрос, который в свою очередь был вызван розничным кредитованием, можно говорить, что в последние полгода эти действия внесли свой вклад в рост ВВП.
Комментирует Сергей Наркевич, аналитик по макроэкономике Промсвязьбанка:
- Денежно-кредитная политика влияет на экономический рост, однако является только одним из многих факторов, которые его определяют. При этом необходимо отделять долгосрочное влияние от воздействия в краткосрочном периоде:
· на длинном горизонте монетарная политика не является эффективным инструментом стимулирования и поддержания экономического роста ? ее результатами становятся либо кредитные пузыри, либо высокая инфляция;
· однако в коротком периоде денежно-кредитная политика позволяет сглаживать шоки для экономики и используется центральными банками для снижения волатильности в экономической активности.
Денежно-кредитная политика во время пика кризиса 2008 г. оказалась неэффективной и скорее ограничивала рост, чем сглаживала негативные эффекты. Во многом под давлением обстоятельств было принято решение сделать ее более гибкой. Некоторые ключевые изменения уже реализованы: гибкий обменный курс, расширение списка инструментов рефинансирования, учет динамики внешних факторов. Поэтому есть основания надеяться на то, что в перспективе Банк России будет больше внимания уделять борьбе с инфляцией, но при этом сможет более действенно реагировать в случае кризисных явлений.
Комментирует Валерий Пивень, начальник информационно-аналитического отдела Лайф Капитал OAO АКБ Пробизнесбанк (Финансовая Группа Лайф):
- Такая зависимость безусловно существует, однако, в выборе принципов экономической политики ЦБ, скорее, отталкивается от задачи борьбы с инфляцией, чем от стремления стимулировать быстрый рост экономики. В результате, часто случается, что ЦБ не столько стимулирует, сколько сдерживает восходящие тенденции в национальной экономике. В принципе, такая политика имеет под собой ряд оснований. Нужно отметить, что ввиду большой зависимости населения от бюджетных выплат (которые не могут быть быстро скорректированы в результате роста цен) инфляция наносит большой вред и может спровоцировать рост социального недовольства. При этом, ЦБ не несет всей полноты ответственности за то, что темп роста цен превосходит желаемые. Также надо отметить, что конкретно сейчас ЦБ активно предоставляет ликвидность банковскому сектору, тем самым, стимулируя рост кредитной базы и опосредовано воздействуя на макроэкономические показатели.
Что касается уроков кризиса, то здесь опять-таки нужно рассматривать ситуацию в контексте общих проблем экономического развития страны. При высокой зависимости экономики от нефтяного экспорта, ЦБ ограничен в возможностях воздействовать на динамику таких показателей, как курс доллара к рублю. Поэтому разумней представляется допустить пусть и значительную просадку национальной валюты, чем разгребать последствия системы фиксированных валютных курсов.
В изменении политики ЦБ многое будет зависеть от того, насколько активно будет продвигаться идея создания мегарегулятора. Фактически, без способности мониторить ситуацию в различных сегментах финансовой отрасли полностью, любой регулятор не сможет оптимально реализовать свои функции.
Кроме того, необходим иной подход к повышению транспарентности банковской системы и большей проработки подходов к оценке деятельности российских банков.