Банки серьезно обеспокоены вступлением в силу закона «О национальной платежной системе»
Чтобы избежать с 1 января сотен тысяч претензий от клиентов, регулятор и банковское сообщество готовят поправки.
Банки серьезно обеспокоены вступлением в силу с 1 января 2013 года ФЗ «О национальной платежной системе». Волнения среди банкиров вызывает статья, регулирующая порядок использования банковских карт. Согласно ей, в случае, если с карты клиента банка без его согласия снимаются деньги, то банк должен вернуть их на счет клиента в течении суток. По действующим правилам в случае несанкционированного списания денежных средств клиент обязан проинформировать об этом банк не позднее чем через день после получения уведомления о совершенной. С этого момента банк несет ответственность за несанкционированное списание средств и обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без согласия клиента. Сегодня, банкиры сами решают, в течение какого времени средства будут возвращены - расследования инициированные кредитным учреждением могут затянуть возврат денег на недели и месяцы.
Однако в ЦБ и банковском сообществе уверены, что новая норма – подарок мошенникам. - Человек может самостоятельно снимать деньги с карты и тут же писать жалобу, что это сделал не он, опережая банковскую систему уведомления, - говорит собеседник в Центробанке.
Также мошенник сможет отдать свою пластиковую карточку третьему лицу: тот будет снимать с нее средства в другом городе или стране, а сам держатель карты в это время может предъявлять претензии банку и требовать возврата денег, которые банк будет обязан вернуть по закону в течении суток.
- Такая ситуация кризисна не только для банков, - комментирует источник. - Но на самом деле она опасна для всех: ведь как только кредитно-финансовое учреждение перестанет справляться с потоком мошенников, у него остается единственный способ оградить себя от них – это прекратить выдачу пластиковых карт.
Президент некоммерческого партнерства “Национальный Платежный Совет” Андрей Емелин, входящий в состав рабочей группы ЦБ РФ, отметил, что для предотвращения подобной ситуации разрабатываются законодательные меры.
- Сейчас мы готовим ряд поправок к закону, чтобы избежать негативных последствий, - заверил он.
По словам Емелина, предполагается, что лицо, которое обжалует неправомерность транзакции, будет обязано доказать, что банк действительно не уведомлял его о транзакции. По закону организация считается исполнившей обязанность уже в момент отправки уведомления, а не в момент получения его клиентом.
- Если банк добросовестно выполняет свои обязанности и уведомляет клиентов о денежных операциях, то выше описанную схему мошенничества реализовать будет невозможно, - уверен он.
- За оставшееся время нужно успеть внести поправки в Закон о национальной платежной системе, - резюмирует Емелин.
Эксперты уверены, что вводимые поправки увеличат стоимость обслуживания карт.
- Помимо того, что банкам предстоит максимально усовершенствовать и оптимизировать систему отслеживания операций, организовать работу с обращениями граждан, параллельно придется обратиться к страховому бизнесу, - говорит эксперт. - Пока страхование платежей в оценках деятельности страхового рынка не упоминается. Но с введением закона, появится почва для этого. И, исходя из норм рентабельности, соответственно, вырастет стоимость обслуживания банковских карт, - говорит главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин.
По словам начальника управления пластиковых карт «ВТБ 24» Александра Бородкина сейчас делать какие-то предположения рано, поскольку на текущий момент закон содержит основные нормативы, но специальных положений ЦБ РФ, разъясняющие действия банков в этой ситуации, нет.
- В законе не определено несколько базовых вещей: например, что под собой подразумевает «уведомление клиента» - смс-сообщение, электронное письмо или почтовое отправление, - замечает он. – Лично уведомить каждого клиента о денежной операции мы не состоянии.
Также со слов Бородкина, непонятно что делать в случае, если впоследствии будет признано, что операция произошла с ведома клиента.
- Банк будет обязан снова забрать эту сумму или же по факту поступления жалобы возвратить клиенту данную сумму, но не давать к ней доступ, пока не проведет проверку? – интересуется начальник управления.
Зам председателя ГД РФ по финансовому рынку Анатолий Аксаков в курсе сложившейся ситуации и тоже ждет отчетов от Центробанка.
- Надо найти компромисс и прописать его в законе: допустим, если транзакция совершена с введением пин-кода или других персональных данных, то это вина клиента: был сам невнимателен, к примеру, а если с помощью технических средств, дистанционно – то ответственность лежит на банке, значит, неэффективно работает система безопасности, - предположил депутат.