Законопроект об ограничении наличных расчетов на сумму более 600 тысяч рублей внесен в правительство
Короткая деловая неделя ознаменовалась оживленной дискуссией по вопросу целесообразности ограничения на расчеты за наличные. Законопроект об ограничении наличных расчетов при любых сделках на сумму более 600 тысяч рублей в настоящее время документ внесен в правительство РФ и должен вступить в силу с 1 января 2014 года.
Министр финансов Антон Силуанов заявил о несогласии Банка России с предложением о переводе всех расчетов по крупным сделкам в безналичную форму. "Банк России в целом сомневался в необходимости такого рода ограничений. Он говорит - сейчас достаточно много мошеннических операций, которые с кредитных карт могут уводить деньги, и клиенты будут терять свои суммы, не зная об этом. Но аргументация, мне кажется, не совсем удачная, потому что также можно сказать, что человек, который идет расплачиваться с большой суммой наличных, может эти деньги потерять или также их могут украсть", - цитирует РИА Новости главу Минфина. При этом Антон Силуанов не оставляет надежды переубедить регулятора.
В свою очередь, эксперты Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ изучили российский рынок пластиковых карт и теперь готовы поддержать точку зрения правительства и Минфина. Согласно экспертной оценке, для развития рынка нужно заставить платежные системы Visa и MasterCard немного снизить тарифы и ограничить наличные платежи.
Банк России в этом вопросе придерживается мнения о необходимости стимулирующих мер в противовес запретам и предписаниям. Ранее первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев заявлял, что попытка административно сократить наличные платежи может привести к появлению серых схем, поэтому нужно ориентироваться на международный опыт, когда безналичные расчеты внедрялись мощной мотивацией для участников процесса.
Представители банковского лобби согласны с точкой зрения Центробанка. «Людей нужно привлекать к безналичным расчетам через меры экономического стимулирования. Неплохо было бы законодательно гарантировать прием банковских карт всеми крупными торговыми точками. Естественно, вкупе с возможностью рассчитаться наличными», - такое мнение высказал «Российской газете» вице-президент Ассоциации региональных банков России Олег Иванов.
Возможно, расчеты при крупных сделках исключительно в безналичной формы в целом повысят прозрачность экономики. При этом правоохранительные и контролирующие органы получат дополнительный рычаг давления на бизнес и частных лиц, так как большие обороты по безналу всегда легче отслеживать. Закономерно может возникнуть интерес к источникам появления средств на счетах или к контрагентам-получателям.
Представителям экспертного пула Bankir.Ru было предложено ответить на вопрос: нужно или не нужно вводить запрет на расчет наличными в крупных суммах, и какие предполагаемые последствия ожидают рынок в случае принятия обсуждаемого законопроекта?
Комментирует Александр Бородкин, начальник управления пластиковых карт ВТБ24:
- Вводить или не вводить запрет - вопрос вторичный. Речь просто идет о том, каким инструментом будем пользоваться - запретительным или стимулирующим. Оба инструмента работают, и их вполне можно сделать не взаимоисключающими, а взаимодополняющими.
Первичный вопрос - выводить экономику из теневых схем стимулируя безналичный оборот или нет.
По-моему, ответ на данный вопрос очевиден - за прозрачность экономики мы активно боремся.
Говорить о том "какие будут последствия" не видя основных положений закона - дело неблагодарное.
Ясно только, что явно увеличится безналичный оборот.
И снизится количество денежных средств вне банковской системы (пропадает смысл хранить деньги под подушкой, ибо для их использования всё равно потребуется размещение данных средств в банке).
Как следствие, деньги, вместо того чтобы просто лежать, начнут работать в банковской системе на благо экономики страны.
Комментирует Дмитрий Харлампиев, руководитель направления по макроэкономике банка "Петрокоммерц":
- Доля наличных средств (агрегат М0) в структуре конечного денежного предложения в РФ на данном этапе составляет порядка 25%, что является относительно высоким уровнем показателя. Упомянутая особенность несет определенные риски и подразумевает ряд негативных последствий для платежной системы и экономики в целом. Оспаривать необходимость снижения доли наличных расчетов бессмысленно. Однако процесс увеличения доли безналичных расчетов должен происходить естественным образом, а не в административном порядке, необходимо формирование рыночных стимулов и качественной инфраструктуры, которые на данном этапе, строго говоря, отсутствуют. Значимым негативным последствием резкого и безальтернативного ограничения безналичных расчетов можно назвать краткосрочное сжатие потребительского спроса и как следствие вероятное снижение экономической активности. В данном контексте, я в целом готов согласиться с точкой зрения российского регулятора.
Комментирует Мария Коханюк, начальник управления транзакционных и сберегательных продуктов Абсолют Банка:
- Конечно, наиболее эффективный вариант - сочетание стимулирующих и запрещающих мер. Однако когда включать упомянутые ограничения - вопрос открытый.
С 1 января 2013 года вступит в полную силу закон 161-ФЗ, потенциально он может привести к всплеску мошенничества в отношении банков. Только оценив масштаб происходящего и сложившуюся судебную практику, можно будет говорить о целесообразности увеличения безналичного карточного оборота с 1 января 2014 года.
Комментирует Ярослав Алексеев, вице-президент Пробизнесбанка (Финансовая Группа Лайф):
- Не думаю, что имеет смысл запрещать использовать наличные средства для крупных покупок.
Уже сейчас наличные средства достаточно дороги, раз ими пользуются - значит они пользуются спросом. Например, некоторые не доверяют банкам и не хотят с ними связываться, кому-то нравится мешок с банкнотами как ощущение...
Если государство в очередной раз пытается запретить что-то, на что есть спрос, растет вероятность появления серых схем. Не уверен, что государство сегодня является эффективным исполнителем своих же запретов.
Я скорее поддерживаю точку зрения ЦБ. Предпочел бы, чтобы общество само созрело до отхода от наличных в пользу электронных денег.