Дмитрий Медведев хочет увидеть меры, направленные на защиту граждан от договорных штрафов и кабальных условий, которые навязываются потре
Президент Дмитрий Медведев на заседании Госсовета потребовал сделать граждан-заемщиков равноправными участниками отношений с банками-кредиторами. Медведев хочет увидеть меры, направленные на защиту граждан от договорных штрафов и "кабальных условий, которые подчас навязываются потребителям при заключении договоров с банками".
Банки ответили, что заниматься организацией равноправия должны специальные государственные органы, но они готовы раскрыть критерии, по которым они оценивают заемщиков.
Ассоциация региональных банков "Россия" изложила предложения по изменению отношений в кредитной сфере в собственной программе, которую уже отправила в администрацию президента, правительство и Госдуму.
Банкиры настаивают на том, что защитой прав клиентов финансовых организаций должен заниматься специально созданный орган. Сейчас это входит в обязанности Роспотребнадзора.
Комиссия по защите прав потребителей финансовых услуг уже 10 лет работает в Канаде, в США Бюро по защите прав потребителей на рынке финансовых услуг создано в 2010 году, в этом году аналогичная структура появится в Англии, а в Евросоюзе - в ближайшие два года. Есть шансы, что в этом году она появится и в России, надеется президент ассоциации Анатолий Аксаков. Пока же стоит предоставить полномочия защиты прав клиентов банков Центробанку, а сами банки обязать отчитываться регулятору обо всех поступивших от клиентов жалобах и решениях, принятых по ним.
Еще одно предложение - ввести уголовную ответственность за создание и рекламу финансовых пирамид. Бороться с ними уже пыталась Федеральная антимонопольная служба, ее представители еще в начале 2010 года направили подобный законопроект в ФСФР, которая не приняла по нему никаких решений и не комментировала эту тему.
Кроме того, банкиры предлагают создать закон, по которому будут работать кредитные брокеры и принять проект закона о финансовом омбудсмене, который работал бы над досудебным урегулированием споров.
Самым неожиданным предложением стала возможность доступа граждан к данным кредитного скоринга банков, другими словами - к определению кредитоспособности потенциального клиента на основе нескольких заданных банком показателей. Заемщик должен иметь возможность ознакомиться с баллами, присвоенными ему банком, и системой, на основе которой банк его оценивает, считают в ассоциации. Системы скоринга в банках построены на одних и тех же параметрах, но все они настраиваются с учетом пожеланий банка. И пока клиент, получивший отказ в кредите после предварительной оценки банка, не получает информацию о том, почему банк не даст ему денег, он не знает, что именно ему нужно поправить в своих данных.