Альфа-Банк решил сделать ключевым продуктом ипотеку
Альфа-банк меняет свою стратегию развития в розничном сегменте — теперь фокусом кредитования станет ипотека, от которой банк сознательно отказался несколько лет назад. Интерес к ипотеке логичен, ведь последние годы именно этот продукт является ключевым драйвером роста кредитного портфеля для банков, и Альфа-банк планирует войти в пятерку лидеров рынка. Однако для реализации таких амбициозных планов банку придется демпинговать, считают участники рынка, да и рынок недвижимости сейчас находится не в самой лучшей форме.
Из-за незначительного роста рынка потребкредитования Альфа-банк вынужден искать другие пути развития розничного бизнеса. В связи с этим банк решил сделать ключевым продуктом в своем кредитном портфеле ипотеку, к чему ранее не проявлял никакого интереса в силу низкой доходности. Теперь банк поставил себе задачу войти в топ-5 ипотечных банков за три года, сообщили “Ъ” в пресс-службе Альфа-банка. Начиная с сентября Альфа-банк выдает ипотеку на первичном и вторичном рынке, а также предлагает рефинансирование клиентам других банков в Москве и Санкт-Петербурге. В ближайшие месяцы банк откроет ипотечные центры в других регионах.
Ранее Альфа-банк выдавал ипотеку в минимальных объемах, никогда ее особенно не рекламируя, а с конца 2015 года полностью отказался от собственных выдач и работал как брокер банка «Дельтакредит». Однако с 2015 года ипотека оказалась розничным продуктом банка, по которому наблюдалась наилучшая динамика. Этому во многом способствовала введенная тогда госпрограмма субсидирования процентных ставок. При этом сегмент, на который делал ставку Альфа-банк,— необеспеченное кредитование — падал из-за низкого спроса и ужесточения скоринга. По данным ЦБ, с 1 июля 2016 года по 1 июля 2017 года этот сегмент впервые вырос после двух лет падения, но всего на 3,2%, а ипотека за тот же период выросла на 12,5%. «Ипотека — надежный залоговый инструмент, интересна Альфа-банку, чтобы пойти в массовый сегмент и увеличить свой розничный портфель»,— поясняет аналитик агентства S&P Анастасия Турдыева. «Доступность ипотеки повышается, ее доля в общем объеме сделок с недвижимостью растет,— уточняют в Альфа-банке.— По нашим оценкам, объемы предоставляемых ипотечных кредитов по итогам текущего года вырастут на 10–15% в сравнении с 2016 годом, и такой тренд продолжится в ближайшие несколько лет»,— прогнозируют в Альфа-банке. Так, в Москве и Подмосковье 80% сделок на первичном рынке жилья стандартного класса совершается при помощи ипотеки.
Но выйти на этот рынок «с нуля» в то время, как он фактически поделен между крупнейшими банками, будет непросто, считают эксперты. По словам президента ГК «Гранель» Ильшата Нигматуллина, рынок ипотеки поделен и между его участниками уже сложились устойчивые взаимоотношения. «К тому же спрос со стороны потенциальных покупателей жилья начинает снижаться, что может стать ощутимой проблемой, как для девелоперов, так и для банков»,— указывает председатель совета директоров «Бест-Новострой» Ирина Доброхотова.
Согласно рейтингу FrankRG, в ипотечном сегменте уже долгое время стабильная пятерка лидеров. На первом месте Сбербанк с долей 50,1% (2,6 трлн руб. на 1 августа), на втором — ВТБ24 с долей 18% (932 млрд руб.), далее идут Газпромбанк с долей 4,5% (231 млрд руб.), Россельхозбанк с долей 3% (156,1 млрд руб.) и «Дельтакредит» с долей 2,8% (145,2 млрд руб.). В Альфа-банке утверждают, что достичь цели поможет «универсальность банка во всех направлениях бизнеса» и возможность делать «конкурентные предложения для зарплатных клиентов, партнеров и сотрудников банковской группы». «Помогут реклама, агрессивные кросс-продажи и низкие ставки»,— считает гендиректор FrankRG Юрий Грибанов. Анастасия Турдыева добавила, что нарастить портфель можно в том числе за счет активного рефинансирования кредитов других банков.
Ставки у Альфа-банка высоки по сравнению с конкурентами. Минимальная ставка по готовому жилью и рефинансированию составляет 10,74%, по строящемуся жилью — 9,99%. При этом у Сбербанка предложения начинаются от 7,4%, ВТБ и РСХБ — от 9,5%. «Банк работает над повышением конкурентоспособности своего продукта»,— заверили в Альфа-банке.