31 октября 2011
2083
поделитесь с друзьями

Совещание АРБ с АИЖК, ФССП и ФАУГИ в Астрахани: проблему трудных кредитов нужно решать сообща

В Астрахани прошло совещание Комитета АРБ по ипотечному кредитованию с представителями АИЖК, Федеральной службы судебных приставов (ФССП) и Федерального агентства по управлению государственным имуществом (ФАУГИ).


Это третье по счету масштабное совещание стало продолжением работы, начатой по инициативе Комитета АРБ по ипотечному кредитованию. Подписанное в декабре 2009 года Соглашение между АРБ и ФССП стало отправной точкой в работе по решению проблемы трудных ипотечных кредитов.

Взаимопонимание, присущее контактам банковского сообщества и ФССП, создало атмосферу делового взаимодействия. Такой настрой на конструктивный диалог позволил на протяжении 2010 года и сейчас, в Астрахани, наметить наиболее значимые вопросы для обсуждения и наметить пути их решения.

Как и ранее, совещанию в Астрахани предшествовала организационная работа по мониторингу ситуации с проблемными кредитами, по сбору и обобщению пожеланий банков и экспертных заключений ФССП и ФАУГИ.

Представительный состав участников совещания показал необходимость и целесообразность не только продолжения таких контактов, но и распространения этой практики в регионах.

Востребованность подобного обмена мнениями свидетельствует о том, что проблему трудных кредитов нужно решать сообща, с привлечением квалифицированных специалистов, чьи оценки отражают не только состояние рынка, но и потребность в принятии решений, нацеленных на его дальнейшее развитие, - подчеркнул организатор совещания в Астрахани председатель Комитета АРБ по ипотечному кредитованию, президент Европейского трастового банка Андрей Крысин.

 

В частности, на совещании было рассмотрено 3 блока вопросов

 

1) Проблемы, возникающие при наложении ареста на имущество должника.

• отдельные случаи отказов судебных приставов вскрывать жилые помещения, занимаемые должниками, что делает невозможным обращение взыскания на залоговую недвижимость при отсутствии доступа в нее (например, в случае длительного отсутствия должника).
• невозможность направления судебными приставами заявки на реализацию без составления акта описи и ареста заложенного жилого недвижимого имущества (например, в случае невозможности проникновения в жилое помещение).
• Отсутствие заключённых договоров у территориальных подразделений ФССП с организациями, осуществляющими ответственное хранение (охрану) арестованного имущества, что делает невозможным обращение взыскания на залоговую недвижимость при отсутствии или отказе должника (членов его семьи) принять арестованное имущество на ответственное хранение.

В связи с указанными проблемами предлагается:

• Разработать методические рекомендации, разъясняющие порядок действий судебных приставов по вскрытию жилых помещений, занимаемых должниками.
• Разъяснить судебным приставам положения ч.5 ст. 80 ФЗ «Об исполнительном производстве», предусматривающей арест недвижимого имущества регистрирующим органом без составления акта описи и ареста залога и внести соответствующие изменения в ч.8 ст. 89 ФЗ «Об исполнительном производстве» по передаче документов на реализацию.
• Предложить заключить всем территориальным подразделениям ФССП договора с организациями по ответственному хранению (охране) арестованного имущества и обеспечивать их дальнейшую оперативную пролонгацию.

2) Проблемы, возникающие при реализации заложенного недвижимого имущества

• Нередко наблюдаемая практика неуведомления взыскателя о назначении организатора торгов и результатах торгов вследствие отсутствия у взыскателя законодательно установленной возможности запроса такой информации у Росимущества и организатора торгов и несоблюдения уже установленного соглашением порядка взаимодействия Росимущества и ФССП.
• Недостаточное взаимодействие Росимущества и организаторов торгов с агентствами недвижимости при реализации заложенного (недвижимого) имущества.
• Публикация объявления о торгах в малотиражных периодических изданиях, что резко сокращает круг потенциальных участников открытых аукционов по продаже заложенного имущества.
• Отсутствие правового механизма изменения в рамках исполнительного производства начальной продажной стоимости заложенного имущества, установленной судом, что ведет к фактической невозможности реализации заложенного имущества с торгов.
• Отсутствие процедуры юридического и физического освобождения от лиц, проживающих и зарегистрированных на объектах заложенной недвижимости, в рамках исполнительного производства по обращению взыскания на залоговую недвижимость без дополнительного решения суда.

В связи с названными проблемами необходимо:

• На законодательном уровне установить единый перечень документов, направляемых судебным приставом вместе с заявкой на реализацию в территориальное подразделение ФССП.
• Публиковать объявления о торгах в крупных средствах массовой информации, что создаст условия для возрастания объема реализации имущества.
• Законодательно закрепить возможность и порядок получения взыскателем информации о торгах в Росимуществе и у организатора торгов.
• В целях сокращения времени на получение информации по запросу судебных приставов от организаций целесообразно создать единую электронную базу обмена информацией (в частности, документами с электронной подписью между ФССП, ФАУГИ и регистрирующими органами) с последующей передачей оригиналов документов.
• Внести изменения в законодательство, закрепляющие возможность изменения в рамках исполнительного производства установленной судом начальной продажной стоимости заложенного арестованного имущества.
• Необходимо внести изменения в законодательство, закрепляющие обязанность судебного пристава без дополнительного решения суда производить выселение и снятие с регистрационного учета лиц, проживающих и зарегистрированных на объектах заложенной недвижимости, в случае обращения на неё взыскания в рамках исполнительного производства.

3) Проблемы регистрации права собственности на нереализованное недвижимое имущество

• Отсутствие в документах, регламентирующих деятельность судебных приставов-исполнителей, сроков, в течение которых от них могут поступать предложения о целесообразности оставления нереализованного имущества за взыскателем; а также сроков, в течение которых после получения ответа от взыскателя должны быть составлены документы - акт приема-передачи взыскателю имущества и постановление о передаче нереализованного имущества должника взыскателю.
• Отсутствие у судебных приставов возможности самостоятельной подачи документов на регистрацию права собственности за взыскателем в случае признания вторичных торгов несостоявшимися.
• Чрезмерно длительные сроки сбора и подачи документов на регистрацию права собственности, что делает невозможным использование взыскателем залоговой недвижимости, принятой на баланс.

В связи с рассмотренными проблемами рекомендовано:

• Законодательно закрепить сроки, в течение которых судебный пристав обязан:
- направить предложение об оставлении нереализованного имущества взыскателю;
- составить акт приёма - передачи;
- вынести постановление о передаче нереализованного имущества взыскателю.
• Разработать методические рекомендации, в которых будет закреплен перечень действий судебного пристава - исполнителя и сроки регистрации ФССП права собственности за взыскателем, в соответствии с которыми регистрационные действия могут производиться без участия взыскателя.

Активность принявших участие в обсуждении представителей банков, а также АИЖК, с одной стороны, и готовность представителей ФССП и ФАУГИ, с другой стороны, к взаимодействию нашли выражение в принятом по итогам совещания решении обратиться в структуры законодательной власти с предложением о разработке соответствующих положений и внесении их в действующее законодательство.
Полагаем, что коллективное мнение всех, кто заинтересован в скорейшем решении проблемы трудных кредитов, будет услышано и надлежащим образом реализовано, - констатировал итоги совещания в Астрахани Андрей Крысин.
 

-----
Комитет АРБ по ипотечному кредитованию
Телефон для справок (495) 745-59-79(доб. 1540)
Контактное лицо - Игорь Борисов

Похожие новости
Похожих новостей нет.