Американский фондовый индекс S&P 500 опустился до уровня конца 1996 года
«Иррациональная эйфория» полностью сошла на нет. Американский фондовый индекс S&P 500 опустился до уровня конца 1996 г., когда тогдашний председатель Федеральной резервной системы США Алан Гринспэн произнес свои знаменитые слова о неоправданно быстром росте фондового рынка.
S&P 500 вчера упал на 4,7% до 700,82 пункта, самого низкого уровня с 30 октября 1996 г., Dow Jones - на 4,2% до 6763,29, минимума с 25 апреля 1997 г. Основной причиной стали новые страхи относительно судьбы крупных финансовых компаний после объявления британского банка HSBC о привлечении капитала на 12,5 млрд фунтов ($18 млрд) и сообщения о новом плане правительственной помощи страховой компании AIG. Кроме того, инвесторы близко к сердцу приняли слова инвестора-миллиардера Уоррена Баффетта о том, что экономика США «лежит в руинах» (он написал об этом в письме акционерам в субботу, сообщив, что 2008 г. стал худшим в истории его компании Berkshire Hathaway).
«Это какой-то непрекращающийся кошмар», - так оценил ситуацию на рынках Кент Энгелке, управляющий директор Capitol Securities Management. Вчера упали акции всех 30 компаний, входящих в DJ, бумаги Citigroup подешевели на 20%, General Electric - на 11%. «Инвесторы, наконец, поняли, что рецессия будет глубокой и долгой, а восстановление [экономики] - медленным, - говорит Джо Баттипаглиа, главный рыночный аналитик Stifel Nicolas. - А у правительства нет и намека на какое-либо решение, которое могло бы дать уверенность». Некоторые инвесторы начинают обсуждать вероятность достижения рынком дна на уровне около 6000 пунктов по индексу DJ, говорит Дорин Могаверо, президент и гендиректор брокерской компании Mogavero, Lee & Co.
С пика 9 октября 2007 г. S&P 500 упал на 55,22%, DJ - на 52,25%. Менее чем за полтора года рынок упал сильнее, чем в 2000-2002 гг., когда сдулся пузырь на технологическом рынке. Тогда с начала 2000 г. по октябрь 2002 г. S&P 500 потерял 49%, DJ - 38%
Об иррациональной эйфории на фондовом рынке, ведущей к непомерному раздуванию стоимости активов, Гринспэн сказал 5 декабря 1996 г. После его слов японский индекс Nikkei упал на 3,2%, немецкий DAX и британский FTSE 100 - на 4%, DJ следующим утром - на 2,3%. Но затем акции снова начали быстро расти, а в конце прошлого десятилетия инвесторов охватила настоящая мания в связи с бумом на технологическом рынке. После того, как тот пузырь лопнул, надулся новый, кредитный, - не без помощи ФРС, которая накачивала экономику деньгами и держала процентные ставки на очень низком уровне, а также не уследила за кредитной политикой банков.
Инвестор Джордж Сорос, еще в середине 2007 г. говоривший, что кризис приобретет гигантские масштабы, резко критикует власти за невмешательство в ситуацию на рынках. «Работа властей в том и заключается, чтобы не дать развиться крайностям, - говорил Сорос в декабре 2007 г. - Алан Гринспэн пытался сделать это, говоря об «иррациональной эйфории» на фондовом рынке. Но его раскритиковали за то, что он якобы пытается подорвать рост, и он бросил это дело, сказав: «Контроль за ценами активов не наша компетенция. Мы работаем, чтобы не допустить ускорения инфляции и поддержать экономический рост».