15 октября 2019
825
поделитесь с друзьями

В Армении опасаются раздувания ипотечного пузыря

Экономический рост в Армении по итогам текущего года, согласно заявлению премьер-министра Никола Пашиняна, ожидается на уровне 7%. По данному показателю республика лидирует как в регионе, так и среди стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). С другой стороны, экономисты видят тревожные тенденции в плане однобокости развития армянской экономики, опасаясь повторения сценария 2002−2008 гг. На горизонте маячит риск раздувания пузыря на рынке ипотеки и жилищного строительства.

«Инерция» Карена Карапетяна

Уже третий год подряд армянская экономика проявляет положительную динамику роста. В 2017 году правительству тогдашнего премьер-министра Карена Карапетяна удалось заметно оживить экономику, вдохнуть в нее новую жизнь. На тот период экономика закавказской республики, находящейся под постоянной угрозой возобновления широкомасштабной войны в зоне карабахского конфликта и блокированной с двух сторон (Турцией и Азербайджаном) с коридорами выхода во внешний мир через Грузию и Иран, по определению самого Карапетяна, пребывала в «тяжелейшем положении».

Команде Карена Карапетяна за достаточно короткий срок удалось переломить ситуацию в сторону резкого роста путем вливания финансовых средств в экономику через «кредитный катетер» банковского сектора и путем существенного повышения капитальных расходов на инфраструктуру. Был также сделан упор на повышение эффективности госаппарата и бизнеса. Экономика и бизнес-среда положительно отреагировали на усилия властей. В 2017 году страна после длительного застоя (0,2% за 2016-й год) зафиксировала экономический рост на уровне 7,5% — беспрецедентный показатель с 2008 года.

Толчок экономическому развитию был настолько сильным, что инерция роста сохранилась и в 2018 году, несмотря на политические потрясения, приведшие к отставке экс-президента Сержа Саргсяна и свержению его команды с политического Олимпа Армении. Не помешали росту даже не совсем уверенные шаги в экономике правительства Никола Пашиняна и установившееся фактическое политическое двоевластие в стране (парламент оставался под контролем Республиканской партии Сержа Саргсяна). Экономический год Армения закрыла с плюсом — 5,2%.

В текущем году, когда все политические рычаги правления находятся в руках команды Пашиняна, правительство с оглядкой на рост за первые 7 месяцев текущего года (показатель экономической активности составил 6,8%) прогнозирует рост экономики в пределах 7%. В госбюджете как за текущий, так и за 2020 год заложена цифра 4,9%. На низком уровне сохраняется инфляция, что позволило Центробанку в начале сентября снизить ставку рефинансирования на 0,25 пп., установив ее на уровне 5,5%. Это вкупе с программой льготного ипотечного кредитования привело к существенной активизации сферы строительства жилья, уверенно стагнирующей с начала мирового финансового кризиса. Существенно активизировалось дорожное строительство.

 

Кредит для погашения кредита

Положительно оценивают перспективы экономического развития Армении и международные структуры. Международное рейтинговое агентство Moody’s впервые за долгое время повысило кредитный рейтинг Армении с B1 до Ba3 со стабильным прогнозом. По оценке Moody’s, экономический рост в Армении стал устойчивее и не зависит от какой-то конкретной отрасли.

«Правительство не повышает нагрузки внешнего долга, оставив его управляемым», — отмечают аналитики агентства.

Положительно настроены также МВФ, Всемирный банк и Евразийский банк развития. МВФ прогнозирует рост экономики Армении на 7% в долгосрочной перспективе. Всемирный Банк на днях улучшил прогноз по росту ВВП Армении на 2019 год до 5,5% с прежних 4,2%. ВБ ожидает замедления роста в 2020 году до 5,1%, а на 2021 г. ожидаемый темп роста сохранен на уровне 5,2%. ЕАБР прогнозирует шестипроцентный экономический рост в Армении по итогам 2019 года.

В результате Армения рефинансировала свой внешний долг в размере $ 500 млн, выпустив новую партию еврооблигаций. Эту «хорошую новость» сообщил гражданам страны премьер-министр Никол Пашинян. Положительный момент в этой новости в том, что новые евробонды эмитированы по низким процентам — 4,2%, то есть на 2% ниже прежней ставки, что, по словам Пашиняна, является проявлением «огромного доверия к экономике Армении». Тем самым, республика при погашении кредита сэкономит около $ 10,2 млн в год.

Если же очень строго подходить к вопросу, то здесь, по большому счету, хвастаться нечем. Страна берт новый долг (поверх текущих порядка $ 5 млрд [при ВВП около $ 12,4 млрд]), хоть и по более выгодной ставке, для погашения набранного ранее. При этом Армения, по объективным военно-политическим причинам, тратит больше, чем зарабатывает. Военные расходы страны, пребывающей в положении «ни мира, ни войны», в 2020 году составят $ 625 млн при госбюджете в $ 3,9 млрд. Для сравнения, региональный противник Армении — Азербайджан тратит на военные нужды примерно втрое больше — $ 1,78 млрд. Силовой баланс в регионе Армения сохраняет благодаря военному альянсу с Россией и членству в ОДКБ.

Блокада, угроза войны, неутешительные демографические тенденции и нестабильный ближневосточный регион под боком — объективные риски для экономического развития. Они заметно перевешивают существующий потенциал.

Тем не менее, любопытна была сама подача информации о привлечении новой партии евробондов по более низкой процентной ставке. Лидер Армении соединил низкие процентные ставки новой эмиссии, которая была запланирована еще в 2016 году, не с общим трендом, связанным с низкими процентными ставками ФРС США, а лишь с доверием к армянской экономике.

Доля истины здесь есть. Относительно высокие темпы эконмической активности, заложенные еще при правлении бывшего премьер-министра Карена Карапетяна, сохраняются. Улучшается и показатель налоговых поступлений в бюджет (рост за январь-август 2019 года составил 21,3%), повышается в целом «ликвидность» страны. Однако следует признать, что низкие процентные ставки еврооблигацией во многом обусловлены внешнеэкономическими факторами. А именно с общим трендом, связанным с низкими процентными ставками ФРС США. Федеральная резервная система США во второй раз в 2019 году снизила базовую процентную ставку. В последний раз это произошло совсем недавно — 18 сентября.

О четырех сценариях обслуживания внешнего долга и снижения долговой нагрузки на страну в 2020—2025 гг., еще в феврале 2018 года рассказал EADaily тогдашний министр финансов Армении Вардан Арамян. В числе таковых министр обозначил вариант, при котором Армения имеет возможность ждать до 2019 года и в установленный «нашими долговыми обязательствами срок выпустить ценные бумаги для погашения долга в 2020 году».

Уже летом текущего года стало ясно, что Ереван для снижения долговой нагрузки (а в этом году планировалось для погашения внешнего долга выделить до $ 800 млн) намерен пойти путем рефинансирования имеющегося долга путем выпуска новой партии евробондов.

В этом году правительство Армении продолжит брать кредиты. Деньги власть будет брать на неотложные расходы, с которыми затягивать не стоит. В целом, в 2019 году планиреутся привлечь зарубежных кредитов на сумму порядка $ 490 млн. Около 40% этого объема придется на Россию. Кроме того, от Всемирного банка продолжают приходить кредиты на строительство дорог, оросительных систем, линий электропередачи и благоустройство областных городов.

 

Назад в будущее

С другой стороны в этом году в Армении зарегистрировано снижение внешнего государственного долга впервые с августа 2015 года. То есть, с одной стороны Армения сократила, как отмечает премьер «неэффективные капитальные расходы», а с другой — стимулирует рост ВВП. Многие экономисты не согласны с подходом правительства, поскольку, по их словам, сокращение капитальных расходов в стране с проблемной инвестиционной репутацией (в первую очередь из-за угрозы войны, блокады и небольшого внутреннего рынка), приведет к снижению экономической активности. Иными словами, сокращение денежных вливаний в экономику через крупные госпроекты может преждевременно «заглушить» потенциал экономического роста. Такого мнения придерживается, в частности, экс-министр финансов Вардан Арамян. За первое полугодие капитальные расходы, запланированные на уровне $ 460 млн в годовом разрезе, выполнены всего на 17%.

«То есть львиная доля капитальных государственных вложений не была осуществлена. С учетом этой тенденции во втором полугодии картина существенно не изменится. Это прямой путь к снижению потенциала экономического роста в будущем. Основная доля роста сейчас обеспечивается за счет услуг и потребления. То есть, вливающиеся через банковский сектор в экономику деньги финансируют потребление и ипотечное кредитование. Мы уверенными шагами двигаемся назад в 2002—2008 гг., когда драйверами экономического роста были строительство и потребление (модель экономического развития при президентстве Роберта Кочаряна, ныне арестованного за „дело 1 марта 2008 года“. — Ред.)», — отмечает Арамян.

Экс-министр фактически говорит о том, что таким шагами можно обеспечить сиюминутные экономические эффекты, но невозможно достичь качественных структурных изменений в экономике, направленных на повышение ее иммунитета перед внешними и внутренними потрясениями. В этом плане заверения экономических властей страны, находящейся в проблематичном регионе, о доходности осуществления инвестиций в армянскую экономику не выглядят убедительными в глазах зарубежных инвесторов на фоне резкого урезания государственных капитальных долгосрочных вложений. Это, как минимум, негативный месседж, отмечают эксперты.

Проблематичность ситуации признает и премьер-министр Армении Никол Пашинян.

«Самой большой задачей является реализация капитальных затрат и эффективное осуществление капитальных затрат. У нас в этом году и в прошлом году несколько раз была такая ситуация, когда у государства были деньги, однако были сложности с применением эффективного инструментария в плане траты этих денег. В этом году, к сожалению, мы можем столкнуться с риском недовыполнения по части расходов, но я также хочу сказать, что считаю этот процесс вполне нормальным. Потому что бюджетные расходы, как мы все знаем, после произошедших в прошлом году политических изменений существенно изменились. По крайней мере, политические власти считают принципиальной задачей эффективное расходование бюджетных средств, исключение коррупции и злоупотреблений. Нам нужны институциональные решения, чтобы деньги не только тратились и становились выполнением бюджета, но и тратились и становились выраженными в действительности политическими и экономическими реалиями, которые изменят качество жизни наших граждан, качество экономического роста нашей страны и экономический уровень в целом», — недавно отметил Пашинян.

Как вливать деньги в экономику?

Между тем, с качеством экономического роста, о чем говорит армянский премьер, проблем хватает. В структуре прошлогоднего пятипроцентного роста первые позиции заняли азартные игры (букмекерские конторы, торговля, казино), торговля, а только затем горнорудная и перерабатывающая промышленость. В этом и прошлом годах к «токсичным» сферам, обеспечивающим рост бюджетных доходов, добавился и реэкспорт автомобилей в страны ЕАЭС из Армении из-за низких локальных таможенных пошлин. Сфера, по прогнозам экспертов, в текущем году обеспечит бюджетные доходы на уровне $ 200 млн — $ 250 млн. Однако эта «экономическая лазейка» скоро закроется, поскольку в стране с 2020 года будут действовать единые евразийские высокие пошлины на растаможку автомобилей.

Впрочем, правительство Пашиняна придумало решение для вливания денег в экономику. Раз министерство финансов пока не выработало новые механизмы впрыскивания финансов в экономику, а вместо этого сокращает капитальные расходы со ссылкой на борьбу с коррупцией, эту роль взял на себя Комитет госдоходов, который по долгу службы должен заниматься сбором налогов, а не их возвращением в экономику. Таким образом, решено через каналы Комитета госдоходов вернуть бизнесу (речь идет о порядка 9 тысячах хозсубъектов) старую задолженность по НДС в размере около 56 миллиардов драмов (чуть меньше $ 120 млн). По словам председателя КГД Давида Ананяна, у бизнеса появится больше оборотных средств, которые он сможет использовать для перевооружения производства или покупки новых товаров.

«Смысл предложения заключается в том, что хозсубъекты, давно потерявшие надежду получить назад эти суммы, вложат их в экономику. Это, по сути, государственное вливание в экономику на более чем 100 млн. долларов, что не имеет прецедента в истории нашей страны», — пояснил премьер-министр Никол Пашинян.

Несмотря на текущую положительную динамику, Армения, по мнению экономистов, пока не выработала стрессоустойчивой модели экономического развития, что жизненно необходимо для страны, находящейся в состоянии фактической войны с Азербайджаном. Более того, наблюдается тенденция возвращения к модели развития 2002−2008 гг., которая лопнула с наступлением глобального финансового кризиса.

«Правительство, пока есть время и средства, должно идти на непопулярные шаги. Льготная программа ипотечного кредитования должна быть переосмыслена в сторону урезания. Армения должна развивать экспортоориентированные отрасли, перерабатывающую промышленность, необходимо выйти из сегодняшней комфортной зоны. Выработать новые механизмы развития отраслей, ориентированных на экспорт. Сейчас же мы заняты не стимулируем экспортных отраслей экономики, а строительством жилья», — заключает Вардан Арамян.

Похожие новости
Похожих новостей нет.