Российская "дочка" Citigroup собирается расти на рынке розничного кредитования двузначными темпами
Российская "дочка" Citigroup собирается расти на рынке розничного кредитования двузначными темпами - быстрее, чем бизнес группы в США, Азии и Европе, но не обольщается кредитным бумом, который грозит потерями при ухудшении ситуации в экономике, сказал в интервью Рейтер Михаил Бернер, возглавляющий розничный бизнес Ситибанка.
Российский рынок розничного кредитования в 2012 году поднялся почти на 40 процентов на фоне замедления роста в корпоративном секторе, вызвав беспокойство ЦБР, опасающегося накопления рисков в потребкредитовании, в которое бросились банки в поисках прибыли.
"И мы рассчитываем увеличить портфель еще на 15-20 процентов. В результате мы будем развиваться достаточно впечатляющими темпами по американо-европейско-азиатским меркам, но чуть медленнее, чем российский рынок", - сказал Бернер, курирующий розничный портфель Ситибанка в $1,3 миллиарда.
В марте стало известно, что Citigroup, которая планировала сократить 11.000 сотрудников для экономии расходов, ведет переговоры с "дочкой" крупнейшего банка РФ Сбербанка о продаже ей розничного бизнеса в Турции.
В России Ситибанк растет медленнее рынка, рост которого, по прогнозам ЦБР, замедлится до 25-30 процентов в этом году под влиянием "рыночных ограничений": падения уровня достаточности капитала и сокращения фондирования.
"Мы росли медленнее, чем рынок, так как мы более консервативно подходим к оценке рисков. Citi работает в самых разных странах и бывал в самых разных ситуациях, - говорит Бернер. - Мы знаем, что кредитный бум иногда не очень хорошо заканчивается для банков, которые в нем слишком активно участвуют".
"Наше отношение к их оценке не меняется в зависимости от того, ситуация ли это кредитного бума или мы имеем дело со стабильным рынком", - добавил топ-менеджер Ситибанка, который во в время кризиса 2008-2009 года потерял около 6 процентов кредитного портфеля, объем которого тогда был чуть менее $1 миллиарда.
Это несопоставимо с тем, что было на рынке, когда другие банки списывали по 20 процентов и больше, говорит Бернер.
По оценкам ЦБ, долговое бремя населения в РФ - одно из самых высоких из-за "дорогих" кредитов и их короткой длины: более 20 процентов годовых доходов физлиц уходит на оплату кредитных долгов.
ЖИЗНЬ В ДОЛГ
Бернер говорит, что пока ситуация в России остается стабильной и кризиса "плохих" долгов на горизонте не видно, но меры ЦБ, ужесточающие подходы к резервированию и капиталу для потребкредитов, должны охладить пыл заигравшихся с рисками банков.
"По темпам роста кредитного портфеля российский рынок в прошлом году развивался быстрее, чем большинство рынков в мире. Это связано со стабильной экономической ситуацией в стране: доходы населения растут, у людей есть работа и есть уверенность в том, что она будет у них еще какое-то время", - говорит он.
ЦБ прочит рынку потребкредитования РФ, темпы прироста которого достигли 60 процентов в год, еще два года бурного развития, пытаясь сдуть надувающийся "пузырь" ужесточением регулирования. В розничном портфеле Сити на долю потребкредитов приходится 55 процентов, кредитных карт - около 45 процентов.
"Меры по ужесточению регулирования оправданы: необходимо извлечь уроки из того, что произошло в 2008-2009 году. Тогда все столкнулись с серьезными проблемами, а некоторые люди не могли погашать большое количество кредитов, которые у них были. Определенное ограничение выдачи кредитов заемщикам, находящимся в такой зоне риска, - правильное решение", - считает Бернер.
Он пока не видит причин для повторения кризиса "плохих" долгов, который был спровоцирован падением цен на нефть, снижением доходов и ростом безработицы, но замечает "перекредитованность" определенного круга людей, склонных набирать долги.
"...Многие берут слишком много - больше, чем могут себе позволить. Например, человек получает в месяц 30.000 рублей, а ежемесячные платежи составляют 25.000 рублей. Не очень понятно, как можно прожить на 5.000".
Бернер объясняет это финансовой безграмотностью и "желанием жить сегодня на все сто, а дальше - будь что будет".
"Дело не в особенностях национального характера: такого рода феномены были и в Латинской Америке, и в Юго-Восточной Азии. Это скорее ментальность людей, которые не до конца понимают, что они делают", - говорит он, добавляя, что в сложные времена кредиты, выданные наспех, быстро превращаются в списание.
ВИРТУАЛЬНЫЙ БАНК
Свою политику развития розницы в России Citi, работающий в сегменте среднего класса, настраивает на онлайн-сервис и скорость.
"Клиенты сегодня все меньше и меньше хотят ездить в отделения. Думаю, к этой мысли придут и банки, у которых есть многотысячная сеть отделений. Пробки, длинный рабочий день, - и ни у кого нет желания ехать куда-либо для получения банковского обслуживания", - говорит Бернер.
Ситибанк считает, что выдержит конкуренцию с госбанками в силу недоразвитости рынка банковских услуг в России и потенциала его роста.
"Доля рынка будет увеличиваться потому, что рынок растет, а не потому, что кто-то у кого-то перетащил клиентов. Я думаю, что еще несколько лет так будет продолжаться. Есть пространство для роста всех игроков".