Политические лидеры Греции отказались предпринять непопулярное сокращение госрасходов для уменьшения дефицита греческого бюджета на 1,5%
Политические лидеры Греции, не найдя согласия, отказались предпринять непопулярное сокращение госрасходов для уменьшения дефицита греческого бюджета на 1,5%, попросив отсрочку еще на день. Еврокомиссия предоставит греческим банкам дополнительные гарантии и денежные ресурсы во избежание коллапса банковского сектора страны. Однако решение о предоставлении Греции второго транша в размере €130 млрд в Евросоюзе связывают напрямую со способностью премьер-министра Лукаса Пападемоса дать политические гарантии внедрения фискальных мер.
Лукас Пападемос, премьер-министр Греции, объявив в воскресенье о достижении предварительного согласия по сокращению дефицита бюджета страны на 1,5% (текущий дефицит превышает 6% от ВВП), в понедельник так и не смог обнародовать это решение и представить его кредиторам греческого госдолга, попросив отсрочку еще на день. Задержки в принятии базовых решений, без которых Греция не получит вторую очередь внешнего финансирования в размере €130 млрд, задают негативный тон на финансовых рынках, повышая требуемую доходность по греческим облигациям и оставляя все меньше шансов разрешения ситуации без объявления дефолта. В связи с этим в понедельник Еврокомиссия одобрила продление действия финансовой помощи греческому банковскому сектору до июня 2012 года.
Речь идет о рекапитализации банков через фонд стабильности (FSF, сформирован Евросоюзом и МВФ) и пакете мер финансовой поддержки, инициированных еще в 2008 году, в рамках которого банки, подтвердившие свою жизнеспособность, могут получить дополнительное финансирование и гарантии от ЕЦБ. В то же время греческий фонд стабильности способен выкупать акции у банков, испытывающих более значительные финансовые затруднения, взамен от них требуется предоставить план реструктурирования и отказаться от выплаты дивидендов и купонного дохода по облигациям. Номинальный объем фонда составляет €10 млрд, однако Еврокомиссия подтвердила готовность противодействовать коллапсу финансовой системы Греции, когда коммерческие банки оказались в ситуации крайнего неравенства и не способны эффективно привлекать необходимое финансирование на открытых рынках.
Напомним, что подвижек и в договоренностях греческого правительства с частными кредиторами госдолга Греции об обмене текущих облигаций, срок погашения по которым наступает 20 марта, на более долгосрочные и с меньшим купонным доходом не происходит. Между тем отсутствие внутреннего единства в политической среде и неспособность успешно завершить переговоры с внешними кредиторами каждый день приближают Грецию к точке невозврата, когда стабильность греческой экономике и бюджету сможет придать только снятие обязательств правительства перед кредиторами — дефолт по суверенному долгу.