31 октября 2011
1385
поделитесь с друзьями

Финансовые вливания

Германия, Великобритания и Франция в ожидании новой волны кризиса ставят новые баррикады ликвидности. Количество вливаемых в экономики крупнейших стран Европы средств пытается перейти грань разумного - это десятки и десятки миллиардов евро.
 
Крупнейшие экономики Европы ставят новые защитные блоки против кризиса, бушующего на планете. Правительства развитых стран готовы к новым многомиллиардным вливаниям ради спасения от рецессии и финансового коллапса. 
 
Германия: умножение на четыре
 
Самым громким стал утвержденный "план спасения" экономики Германии. План стимулирования экономики этой страны стал крупнейшим в Европе. На его реализацию будет направлено 62 млрд евро - за счет дополнительных расходов и сокращения налогов до конца 2010 года, пишет The Wall Street Journal. Таким образом, правительство Ангелы Меркель, которое до сих пор отказывалось принять во внимания призывы международных организаций вливать в экономику больше средств, поддалось-таки на уговоры МВФ и ОЭСР.
 
Изначально на поддержку экономики германское руководство планировало потратить 12 млрд евро - именно такое решение было принято в ноябре прошлого года. Однако сейчас правящая партия Ангелы Меркель одобрила выделение еще примерно 50 млрд евро. При этом фокусом являются инвестиции в образование, дороги и другие общественные работы.
 
Также в понедельник были приняты решения для облегчения жизни германских налогоплательщиков: в правительстве было достигнуто соглашение о снижении налога на прибыль и госсборов на медицинское страхование для домовладельцев и бизнеса на сумму порядка 18 млрд евро.
 
Кроме того, правительство договорилось о создании дополнительного фонда госкредитов и гарантирования кредитов объемом 100 млрд евро для поддержки компаний, которые не могут привлечь необходимое финансирование из-за проблем в банковском секторе. Правда, предложение о том, чтобы часть средств из этого фонда могла также использоваться для выкупа пакетов акций германских компаний, было заблокировано правящей партией.
 
Однако, несмотря на такое более чем четырехкратное увеличение денежных инъекций и налоговых послаблений, критики считают, что этого будет недостаточно, учитывая глубину спада и важность Германии для европейской экономики в целом.
 
Экономика Германии является третьей по величине в мире и крупнейшей в Европе. Страна имела почти сбалансированный бюджет в 2008 году, что давало ей больше возможностей по сравнению с другими государствами для поддержки роста экономики региона за счет правительственных расходов и сокращения налогов. Даже после принятия нового стимулирующего плана ФРГ сможет остаться в рамках правил Евросоюза, согласно которым дефицит бюджета не должен превышать 3% ВВП. 
 
Англия: спасаем финсектор
 
Вслед за Германией новые меры принимает и правительство Великобритании, однако здесь пристальное внимание уделяется состоянию финансов. Как пишет The Wall Street Journal, в этой стране завершается подготовка к широкомасштабному плану поддержки финансового сектора, который должен спасти и компании, и рабочие места. Премьер-министр Великобритании Гордон Браун стремится остановить рост безработицы и продемонстрировать способность преодолеть рецессию. Правительство планирует три основных направления помощи: гарантии кредитов для малого и среднего бизнеса, создание фонда помощи проблемным компаниям и расширение списка активов, принимаемых Банком Англии в качестве залога по кредитам.
 
В рамках нового плана предполагается предоставить гарантию по 75% кредитов мелких и средних компаний, остальные 25% покрываются банками. Какие именно предприятия смогут получить подобную поддержку от государства - пока не ясно. Кроме этого, обсуждается возможность создания спецфонда, который позволит компаниям, испытывающим затруднения, обменивать облигации на акции и снизить расходы. Этот фонд государство планирует создать совместно с банками. Но здесь возникают затруднения: ведь после очередного обострения на кредитном рынке ряд крупнейших банков Великобритании (RBS, HBOS, Lloyds) на данный момент в значительной степени контролируется государством. У них нет выбора. И они волей-неволей войдут в состав учредителей фонда. А вот полностью независимые HSBC и Barclays вряд ли пожелают участвовать в гарантиях кредитов.
 
Появление нового плана связано со значительным ухудшением экономических показателей в стране. Сокращение британского ВВП в IV квартале прошлого года стало самым резким как минимум за 2 десятилетия, а спад на рынке жилья все углубляется.
 
Между тем очередная программа спасения чревата как политическими, так и финансовыми рисками. Министру финансов Алистеру Дарлингу и главе кабинета придется для начала объяснить, куда будут потрачены обещанные на прошлой неделе 500 млрд фунтов стерлингов ($758 млрд), которые предназначены для борьбы с безработицей и решения общеэкономических проблем в ближайшие 2 года, и почему этих средств не хватает для возобновления нормального функционирования кредитно-денежных рынков.
 
Ситуация в экономике Великобритании приводит в состояние тихой паники большинство аналитиков. "Эта рецессия хуже спада 1990-х, - утверждает управляющий директор Британской торговой палаты Дэвид Фрост. - Ситуация ужасна, а ресурсы Комитета кредитно-денежной политики подходят к концу". Опросив представителей почти 6 тыс. компаний, торговая палата пришла к выводу, что уровень деловой активности в Великобритании упал до самой низкой отметки за все время проведения подобных исследований (с 1989 года).
 
Франция: автопром прежде всего
 
Во Франции же решено продолжить спасение отечественного автопрома. Крупнейшие автогиганты страны, Peugeot Citroen и Renault, испытывают сложности с ликвидностью и кредитованием, сообщает Bloomberg. Ожидается, что государство поможет им уже до конца января. Правительство попытается разблокировать кредитные линии для двух автогигантов. К примеру, Renault необходимо получить 9 млрд евро для нормального функционирования в течение этого года. Компания заявляла о том, что попробует сначала получить банковские кредиты, но, скорее всего, будет вынуждена прибегнуть к помощи правительства.
 
Правительство Франции уже пообещало предоставить производителям автомобилей кредиты на 1 млрд евро под низкие проценты, 779 млн евро из них уже распределены. Также запланированы финансируемые правительством скидки (в общей сложности на 220 млн евро) для водителей, которые сдают старый автомобиль в утиль при покупке нового, еще 100 млн евро отложены на оказание помощи мелким производителям автозапчастей. В настоящее время обсуждается возможность выделения дополнительных средств. А президент Франции Николя Саркози пообещал выделить автопрому 400 млн евро в течение 4 лет на разработку экологически чистых моделей автомобилей.
 
Производители машин по всей Европе закрывают заводы, приостанавливают производство, увольняют и отправляют в неоплачиваемые отпуска тысячи сотрудников, поскольку спрос на автомобили резко снизился в условиях кризиса и складские запасы производителей увеличились до рекордных размеров. 
 
Руководства крупнейших европейских стран готовится к очередному витку кризиса, обострение которого ожидается в марте. Они надеются, что превентивные меры если не предотвратят, то хотя бы смягчат очередной удар финансового шторма и не позволят экономикам рухнуть еще ниже. Все больше денег вливается в экономики, все масштабнее становятся платны правительств, но пока говорить о том, что они принесли хоть какие-то результаты. Преждевременно. Тем более, что аналитики откладывают начало восстановления мировой экономики на все более отдаленной будущее.

Похожие новости
Похожих новостей нет.