Министры финансов еврозоны обсудят, какие банки можно поддерживать напрямую из фонда помощи блока
Министры финансов еврозоны обсудят в понедельник, какие банки можно поддерживать напрямую из фонда помощи блока.
Прямая рекапитализация банков должна разорвать порочный круг, состоящий в том, что обремененные долгами правительства снова занимают деньги, чтобы рекапитализировать свои банки, которым нужна поддержка, так как им принадлежат облигации этих правительств. Но мнения министров финансов еврозоны по этому вопросу резко расходятся.
"Среди стран мнения все еще очень резко расходятся. Еврогруппа на следующей неделе только начнет обсуждение", - сказал один из чиновников еврозоны, участвующий в переговорах. Другие предупредили, что рекапитализация банков Европейским механизмом стабильности (ESM) обойдется дорого.
"Весь этот процесс закончится компромиссом, который никого не будет полностью устраивать", - сказал чиновник, добавив, что некоторые успехи в этом вопросе, возможно, будут достигнуты к марту.
В июне прошлого года лидеры еврозоны решили, что петля между банками и государством должна быть разорвана и что фонд ESM сможет покупать банковские акции, чтобы облегчить долговое бремя и без того страдающих государств.
Решение, в основном, принималось, чтобы помочь Испании, где банковский сектор получил удар в результате обвала рынка недвижимости, а правительство не могло вернуть себе доверие рынков в условиях рецессии и рекордно высокой безработицы.
Ирландия, Греция и Португалия также имеют большие надежды на рекапитализацию, поскольку заняли миллиарды у еврозоны, чтобы дать их своим банкам.
Но Германия, Финляндия и Нидерланды считают, что ESM нужно разрешить покупку акций только тех банков, у которых возникнут проблемы в будущем, когда Европейский центробанк станет их контролером в 2014 году. Все предыдущие проблемы отмечены как "наследие" и должны решаться национальными правительствами, утверждают эти три страны.
Такая интерпретация может разочаровать тех, у кого создалось впечатление, что, хотя возможность рекапитализации появится только через год или около того, ее можно будет применить к банкам, переживающим сложности сейчас.
"Смысл прямой рекапитализации был в том, чтобы разрешить текущий кризис, а не возможный следующий. Это был дух сделки - что Испания удалит кредит на рекапитализацию из своего баланса", - сказал высокопоставленный представитель еврозоны.
Ситуацию усложняет тот факт, что, если ESM станет собственником банков, он может быть затянут в проблемы управления этими институтами, такими как конкуренция банков друг с другом.
Преобладающее мнение таково, что ESM должен только тогда выступать как последнее средство спасения банка, когда он уже не может привлекать деньги частных инвесторов, а правительство не имеет достаточно средств, чтобы помочь.
Но на этом единодушие заканчивается. Некоторые чиновники хотели бы, чтобы наиболее рискованные активы были переведены из проблемных банков в "плохой банк", который затем будет отдан под ответственность правительства, тогда как ESM займется рекапитализацией оставшихся жизнеспособных банков.
Другие говорят, что после того как банк переведет безнадежные кредиты в "плохой банк", он, вероятно, снова станет привлекательным для бизнеса и у него уже не будет препятствий для привлечения капитала от частных инвесторов или даже правительства.