24 марта 2013
2489
поделитесь с друзьями

Однократный налог на депозиты физических и юридических лиц в банках Кипра является крайне непродуманным шагом

Однократный налог на депозиты физических и юридических лиц в банках Кипра, о возможности взимания которого заявили возможные будущие международные кредиторы острова, является крайне непродуманным шагом. К такому выводу пришли эксперты, высказавшие свои мнения в рамках круглого стола «Налог на вклады: последствия кипрских реформ», организованного 19 марта 2013 года РИА Новости совместно с Агентством экономической информации «Прайм».

Голосование о введении налога в парламенте страны, которое должно было состояться 19 марта, но было перенесено на среду, 20 марта, не станет точкой в решении вопроса о формате помощи стран Евросоюза Кипру, считает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. Введение разового налога на депозиты является необходимым условием для получения Кипром кредита в размере 10 млрд. евро от Еврогруппы, но именно этот налог может спровоцировать вялый отток капитала из банковских систем всех нестабильных экономик Европы, отметил член Совета экспортеров России при Министерстве экономического развития Эмиль Мартиросян.

Всего Кипру необходимо около 17 млрд. евро, из которых 10 млрд. нужны на рекапитализацию банковской системы, а это ни много ни мало — 100% ВВП страны. Кипр должен ввести единовременный налог с банковских депозитов в размере 6,75% для вкладов до 100 тыс. евро и 9,9% — свыше 100 тыс. евро. Заседание парламента по этому вопросу переносится уже третий раз. Президент Кипра Никос Анастасиадис высказал мнение о том, что депутаты в конечном итоге отклонят законопроект.

Игорь Николаев полагает, что законопроект о налоге все же примут, но, скорее всего, в модифицированном виде, то есть вклады в размере 10—50 тыс. евро просто не будут облагать никаким налогом, а вот на счета, на которых находятся депозиты свыше 500 тыс. евро, введут повышенный налог, например, 12,5%. Но при любом решении данного вопроса от тревожной вести уже не отмахнуться – Еврогруппа всерьез заявила о том, что за ошибки одних чиновников и политиками можно заплатить средствами других людей, просто принудительно изъяв их со вкладов, считает Николаев.

«Данную меру предлагает Германия, которая считает, что на Кипре находятся деньги, добытые не совсем легальным путем, поэтому и не грех с них снять налог еще раз», — полагает старший преподаватель кафедры бизнеса и управленческой стратегии Российской Академии народного хозяйства (РАНХиГС) Теймураз Вашакмадзе. При этом он считает, что всем дан четкий сигнал – для покрытия проблем Еврозоны используется капитал не членов Еврозоны, и задает риторический вопрос – как долго в Еврогруппе считают, что те, кто сейчас держит средства на Кипре, задумаются, а не будет ли решать Германия проблемы долгов своих южный соседей – Италии, Испании и Греции тем же путем, и целесообразно ли продолжать держать в банках и этих стан свои средства?

Пока что на Кипре бунтует против налога только население, бизнес же будет расценивать этот налог, будучи он принят, как еще одну издержку, и зашьет ее в повышение цен на свои товары и услуги, предполагает Эмиль Мартиросян. Правда, он считает, что налог принят все же не будет – ни в каком виде. Но если бизнесу придется его учесть в своих расходах, то это вызовет лишь рост цен и инфляции по всей еврозоне. А сразу после снятия запрета на движение капиталов в банках Кипра решение об изъятии налога приведет к тому, что новые бизнесы, размышляющие о приходе на Кипр, просто от него отвернутся, отмечает эксперт. Пока же Центральный банк Кипра продлил «банковские каникулы» до четверга, 21 марта.

Помощь Еврозоны другим странам предусматривает, что часть издержек по спасению страны должна нести сама страна, которой помогают, отметил ведущий эксперт института «Центр развития» Высшей Школы Экономики Дмитрий Мирошниченко. Какие внутренние резервы мог изыскать Кипр, в котором банковская система и составляет основу экономики и основной источник доходов страны? Только отрезание части средств на счетах, полагает Мирошниченко. Но даже если мера будет приведена в действие, это никак не поможет банковской системе острова, банки которой давно уже «лежат на дне». При этом он считает, что хуже, чем придумала Еврогруппа, придумать было нельзя – так как в Европе все средства юридических и физических лиц в размере до 100 тыс. евро входят в систему страхования вкладов. А если от депозита или счета отрезать хоть что-то, под любым благовидным предлогом, это подорвет доверие к самой системе страхования вкладов в целом. «Конечно, время пройдет, и люди и компании об этом ударе забудут. Но в краткосрочной и среднесрочной перспективе Европа получит страх граждан перед банками – и отток ликвидности «под матрасы и в чулки», — заявил эксперт.

«Ни одна банковская система не выдержит оттока вкладов. А если у вас забирают от вклада 10%, то я даю руку на отсечение, что вы в этом банке не оставите свои средства. Как только счета разблокируют, вы их заберете», — соглашается с Мирошниченко Игорь Николаев.

Эффект Кипра – эффект падающего домино для России

Эффект Кипра может затронуть и другие офшорные для России 42 юрисдикции, полагает Эмиль Мартиросян. Кроме того, он отмечает, что Кипр – во многом, это деньги «наследия бурных 90-х годов», на рубеже веков российские компании уже активно не заводили средства на остров. Кроме того, банки Кипра сильно пострадали от списания облигаций Греции, так как это две сильно связанные страны.

Не замечать, что у кипрской банковской системы большие проблемы, могли лишь «только очень слепые российские портфельные управляющие, и тогда вопрос стоит так – за что они получали свою заплату, раз они за два года не потрудились вывести оттуда средства», — задает вопрос Мирошниченко.

С обоими экспертами не соглашается Вашакмадзе. Он приводит в пример такую операцию – в кипрские банки были переведены средства от выплаты дивидендов в России. И они и лежали на счетах, так как временно не были нужны бенефициарам российских компаний. А на средства на счетах на Кипре все же начислялось 4,5% вместо 1,5%, которые дают банки в других странах Европы. Вот эти-то средства как раз, скорее всего, и «попали» под санкцию Еврогруппы сейчас. Поэтому вопрос стоит так – смогут ли вообще российские компании вывести средства с Кипра, и куда они их уведут?

Рейтинговое агентство Moody's оценивает риски российских компаний от списания средств в баках Кипра в 30—40 млрд. евро. Вашакмадзе полагает, что революцию на острове российские компании все же не устроят, но пассивно и понемногу средства с острова выведут. Игорь Николаев напомнил, что с момента начала кризиса 2007—2008 годов недвижимость на острове уже подешевела на 20%, а после уплаты налога и выхода оттуда денег бизнеса недвижимость будет еще падать в цене, и это может дать толчок к началу нового кризиса еврозоны.

Стоит заметить, что у Кипра еще есть время до мая, когда наступает критический момент для финансовой системы, напоминает аналитик Нордеа-банка Дмитрий Савченко. В этом свете решение вопроса может затянуться, и пока не очевидна международная реакция на происходящее. Например, Великобритания выказала готовность частично компенсировать потери своих резидентов-держателей депозитов в банках Кипра, напоминает аналитик. Россия же гипотетически может предоставить Кипру кредит, но, скорее всего, Россия и Кипр обменяются уступками – Кипр не тронет счета российского бизнеса в своих банках, а России за это представит Кипру реструктуризацию кредита, полагает Мартиросян.

«Старушка Европа давно потеряла нюх, и ей надо начинать все с самого начала. Для того, чтобы решить свои проблемы, европейцы должны больше работать — и за меньшие деньги, а они этого категорически не хотят, и это и приводит еврозону в тупик», — резюмировал беседу Дмитрий Мирошниченко.