Реальные объемы активов американских банков вдвое превышают заявленные показатели
Реальные объемы активов американских банков вдвое превышают заявленные показатели. К такому выводу пришли аналитики Bloomberg, пересчитав все небалансовые обязательства кредитных организаций США исходя из международных правил учета деривативов. Американские законы позволяют банкам эффективно прятать свои сделки с производными финансовыми инструментами, маскируя обязательства на триллионы долларов.
В случае учета принадлежащих банкам США производных финансовых инструментов по международным стандартам отчетности их совокупный объем балансов увеличивается примерно в два раза, уверяет Bloomberg. Так, реальный объем активов, к примеру, JP Morgan должен составлять не 2,3 трлн долл., а 4,5 трлн долл.
При пересчете показателей, отмечают в Bloomberg, банки JP Morgan, Bank of America и Citigroup становятся крупнейшими кредитными организациями планеты, легко обходя китайских конкурентов. С учетом обязательств еще и Wells Fargo на четыре компании приходятся активы с балансовой стоимостью в 93% от ВВП США. Для всей банковской системы этот показатель составляет 170% от ВВП. Основным источником сокрытия производных финансовых инструментов с банковских балансов в США являются положения, позволяющие банкам не регистрировать пулы ипотечных кредитов, упакованных в соответствующие деривативы. Это снижает величину балансовых активов сразу на 3 трлн долл. Еще примерно 4 трлн долл. банкам удается сокрыть за счет системы гипотетических взаимозачетов обоюдных обязательств. Приблизительно высчитывая сальдо по сделкам с деривативами между собой (на случай возможного экстренного банкротства), они отражают на балансе только чистый остаток, умалчивая о «подводной части айсберга». «Если взять отчетность Goldman Sachs за 2011 год, то мы увидим, что величина их баланса составляет 983 млрд долл. При этом совокупная величина их позиций на рынке производных инструментов составляет 985 млрд. Из них в сам баланс вошло лишь около 90 млрд долл., которые были получены путем сложных вычислений и взаимозачетов. Причем детали этих расчетов остаются неясными — никто не знает, что это за инструменты, насколько они ликвидны и отражает ли полученная цифра действительное состояние дел», — пояснил РБК daily финансовый аналитик Julius Baer Роберт Деген. Эксперт отметил, что даже в результате посткризисных попыток сделать банковский бизнес более прозрачным торговля деривативами по-прежнему остается самой темной стороной банкинга.
Как полагают эксперты, такой беспечный подход к оценке рисков несет в себе потенциальную опасность, даже учитывая, что значительная часть внебалансовых деривативов, CDO, подкреплена гарантиями государственных структур наподобие Freddie Mac и Fannie Mae. «Я уверен, что на внебалансовых счетах американских банков до сих пор хранятся различные токсичные активы, однако какие именно — мы узнаем лишь вместе со следующим кризисом. Сколько раз мы должны пройти через все это, чтобы наконец выяснить их реальный объем?» — возмущается профессор Северо-Восточного университета Бостона Дэвид Шерман.
Различие в подходах к учету, настаивают эксперты, должно быть компенсировано формированием в США дополнительного объема резервов из собственных активов банков, ведь их уровни достаточности капитала в реальности куда меньше, чем у европейских конкурентов. Однако на практике подобного не делается — это значит, что реальная капитализация американских банков существенно ниже, чем у их коллег из Старого Света.