Ответ на этот вопрос "стоит ли ожидать повторения кризиса" стал предметом ожесточенных дебатов среди экономистов и рыночных экспертов
Все кажется жутко знакомым: акции падают, рост экономики замедляется, политики пытаются найти решение, но завязли в тупике из-за разногласий. Многие задаются вопросом, стоит ли ожидать повторения финансового кризиса 2008 года.
Ответ на этот вопрос стал предметом ожесточенных дебатов среди экономистов и рыночных экспертов. Многие говорят, что уровень риска сегодня не так высок, потому что финансовая система в целом здоровее и скрытых проблем меньше. Однако эксперты добавляют, что причины для беспокойства все же есть, и не исключают возможности быстрого негативного развития ситуации, если Соединенные Штаты и Европа не смогут успокоить инвесторов, справившись с фундаментальными финансовыми угрозами.
Главная проблема, как и три года назад, состоит в слишком крупной задолженности, которую заемщикам сложно выплачивать, однако на этот раз долг лежит на плечах правительств, а не потребителей.
Даррел Даффи, профессор Стэнфордского университета и эксперт в банковской сфере, считает, что хотя ситуация пока не настолько серьезна, как в 2008 году, она может существенно усложниться, потому что опасения по поводу государственной задолженности носят более глобальный характер, чем ипотечные риски в прошлый раз
Растущее недоверие - это, возможно, наиболее проблемное сходство с 2008 годом и серьезнейшая забота. Старший экономист Bank of America Merrill Lynch Майкл Хэнсон отмечает, что уровень страха сейчас примерно такой же, и дело не только в экономических реалиях, «дело в страхе перед неизвестностью».
Большей частью внимание сосредоточено на волатильности акций, при этом инвесторы были основательно напуганы тремя мощными обвалами за несколько дней. Однако сильнейшие опасения у многих финансистов и правительственных чиновников вызвали в среду признаки стресса на европейских кредитных рынках, необходимых для финансирования текущих операций банков и компаний в этом регионе.
В отличие от кризиса 2008 года, который начался в Соединенных Штатах и распространился по всему миру после банкротства Lehman Brothers и близости краха страхового гиганта American International Group, когда возросло число дефолтов по subprime-ипотеке, сегодняшняя ситуация берет свое начало за пределами США. Сегодня нервы щекочут растущие страхи по поводу вложений европейских банков в государственные долги.
Финансовые организации по всей Европе владеют громадным количеством правительственных и корпоративных облигаций Греции, Ирландии, Португалии, Италии и Испании. Опасения дефолтов растут. Некоторые настаивают, что сравнения непомерно раздуты. Например, директор по исследованиям Barclays Capital Ларри Кантор не думает, что в США существует долговой кризис. По его словам, «перспектива такого обвала рынка, как в 2008 году, отдаленная». Эксперты добавляют, что важно не путать бегство на фондовых рынках с тотальной паникой.
Директор по стратегиям RBS Джон Ричардс уверен, что нынешняя ситуация очень отличается от 2008 года. Он говорит о «коррекции фондового рынка, основанной на замедленном росте и увеличении вероятности рецессии». В 2008 году, по его словам, мы наблюдали «реальный кризис финансирования, когда банки не хотели кредитовать друг друга».
Другие специалисты на Уолл-стрит утверждают, что кризис развивается по подобному сценарию. Трейдеры сравнивают угрозу, исходящую от Греции, с Bear Stearns, чье банкротство в марте 2008 года было генеральной репетицией более масштабного кризиса, последовавшего полгода спустя. По мнению этих «Кассандр», громадные долговые нагрузки Италии и Испании сравнимы с Lehman и A.I.G., которые угрожали стабильности всей системы.