В Израиле впервые с 2011 года повышена учетная ставка, кредиты дорожают
Надин Бодо-Трахтенберг, врио управляющего Банком Израиля, решила не дожидаться вступления в должность будущего управляющего Амира Ярона и утвердила решение возглавляемой ею монетарной комиссии о повышении учетной ставки на декабрь.
Ставка повысится на 0,15% и составит на протяжении будущего месяца 0,25%. Учетная ставка в Израиле на уровне 0,1% держалась в стране с марта 2015 года, до этого она неуклонно понижалась начиная с 2011 года – с уровня 3,3%.
Низкая учетная ставка означает низкий процент, которые банки выплачивают государству по хранящимся в них деньгам. Считается, что изначально все деньги в стране принадлежат государству, которое их печатает и ссужает банкам, а банки, в свою очередь, ссужают их коммерческому и частному сектору. Таким образом, все деньги в любой момент времени по сути являются ссуженными, и на них платятся проценты, даже если нам кажется, что эти деньги наши личные и лежат у нас в кошельке – в глобальном смысле они часть крупных кредитов.
Банки выплачивают государству процент с заемных денег, равный размеру учетной ставки, а те, кто взяли деньги в кредит у банков – тот же процент, но с банковской наценкой, поскольку банк снимает свою долю прибыли.
Поэтому повышение учетной ставки означает удорожание кредитов, включая ипотеку. А ее понижение, которое делается в трудные экономические годы – удешевление кредитов, которое влечет за собой повышение экономической активности.
В благополучные экономические годы учетная ставка в Израиле достигала 9% (2002 год) и даже 17% (1996 год). Этот процент был заложен в возврат кредитов, в том числе ипотеки, поэтому, несмотря на то, что цены на квартиры в те годы были относительно небольшими, процент по ипотеке делал конечную стоимость очень высокой. И наоборот, резкое снижение учетной ставки в конце нулевых годов подстегнуло рынок недвижимости и привело к ее подорожанию во многом именно из-за удешевления ипотеки.
В свою очередь, сберегательные программы в банках при высокой учетной ставке прирастают хорошим процентом, поскольку они считаются кредитом, взятым банком у вкладчика. При низкой учетной ставке процент на вклады, соответственно, тоже низкий, во многом лишающий смысла обычные сберегательные программы.
Еще один аспект величины учетной ставки – валютный. При большом дифференциале учетных ставок между разными валютами становится возможной спекуляция на этой разнице. Валюта с меньшей учетной ставкой обменивается на валюту с большей учетной ставкой, и та вкладывается в доходные бумаги или в банк под проценты. Затем происходит обратный обмен, и прибыль от банковского процента кладется в карман. Разумеется, речь идет об огромных суммах, делающих существенным процент по вкладу. Поэтому при существенной разнице в учетных ставках та валюта, учетная ставка на которую меньше, как правило, дешевеет относительно второй. Это и происходило в последнее время с шекелем относительно доллара, учетная ставка на который в последние месяцы довольно сильно повысилась. Как полагают экономисты, повышение шекелевой ставки остановит этот процесс – шекель опять начнет дорожать.
Хотя ставка повысилась, это первое за много лет и не слишком существенное повышение. Оно не слишком удорожит ипотеку и не слишком повысит проценты по вкладам. Вместе с тем, дальнейшая тенденция к повышению учетной ставки будет означать, что Банк Израиля считает израильскую экономику вставшей на путь исправления, а население и бизнес достаточно окрепшими финансово, чтобы снова выплачивать существенный процент по кредитам.