Изменения в финансовом законодательстве позволят Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) преследовать рейтинговые агентства за рубежом, если их неправильные решения отразились на США. Таким образом, регулятор может возобновить преследование международного агентства Moody's, начатое еще в 2007 году.
Расследование SEC показало, что европейское отделение Moody's не стало снижать раздутые оценки облигаций CPDO на общую сумму 1 млрд долл., руководствуясь собственными интересами. В январе 2007 года SEC обнаружила системный сбой, в результате которого долговым обязательствам был присвоен высший рейтинг «ААА», в то время как рейтинг этих бумаг должен был быть на четыре ступени ниже. CPDO (Constant Proportion Debt Obligation) -- долговые обязательства с фиксированной пропорцией, в которых оценка риска дефолта основывается на индексах кредитных дефолтных свопов (CDS). Через некоторое время Moody's исправило ошибку, однако в апреле 2007 года отделение компании приняло решение не понижать рейтинги CPDO, учитывая некоторые «неприемлемые факторы», в частности удар по репутации Moody's, а также потенциальный вред для инвесторов, вложения которых зависят от данных рейтингов.
Отделение начало понижать рейтинги CPDO лишь в январе 2008 года, ссылаясь на рыночные условия, а не на собственные ошибки.
Таким образом, по мнению SEC, агентство вводило в заблуждение инвесторов по всему миру. На этой неделе SEC признала, что сомнения относительно того, «находятся ли данные рейтинговые решения в юрисдикции США, вынуждают SEC отказаться от иска».
Однако вчера комиссия сообщила, что эти сомнения устраняются благодаря вступившему в силу в июле закону Додда--Фрэнка. Он проясняет полномочия SEC подавать иски в связи с нарушениями, которые возымели существенный эффект в США.
Глава банковского комитета сената Кристофер Додд и глава финансового комитета палаты представителей Барни Фрэнк являются одними из главных авторов законопроекта о финансовой реформе. В частности, в числе предложений г-на Фрэнка поправки, дающие властям право в упреждающем порядке ограничивать размеры финансовых компаний и многопрофильность их деятельности, чтобы не допускать возникновения угрозы для стабильности всей финансовой системы.
Впрочем, к рейтинговым агентствам конгрессмены менее строги, чем к банкам. В июне они решили убрать из законопроекта о финансовом регулировании меры по ужесточению правил для рейтинговых агентств, которые существенно затруднили бы их работу. В прежней версии документа предполагалось создание специальной клиринговой палаты для разрешения конфликтов интересов при определении рейтингов структурированных долговых обязательств. Однако конгрессмены предложили вместо этого проводить изучение конкретных ситуаций с рейтингами силами действующих регуляторов. Это позволит рейтинговым агентствам сохранить существующую бизнес-модель и продолжать получать деньги непосредственно от компаний, муниципалитетов и других эмитентов, рейтинги которых они оценивают. Новое предложение предполагает, что Комиссия по ценным бумагам и биржам США изучит идею о сборе данных силами регуляторов и одобрит ее, если регуляторы сочтут, что это лучший способ борьбы с конфликтами интересов.
Отделения компаний Moody's, McGraw-Hill Cos., Standard & Poor's и Fitch столкнулись с преследованием со стороны конгресса и федеральных регуляторов США за то, что они выставили максимальные оценки американским облигациям, обеспеченным ипотекой категории subprime. Как известно, в 2007 году эти бумаги рухнули. Последовавший за этим кредитный кризис привел к списаниям на сумму 1,8 трлн долл. по всему миру.
После этого на агентства обрушился гнев регуляторов и политиков. В мае прокуратура США заявила, что проверит рейтинговые агентства, в том числе самые крупные. Она считает, что отдельные аналитики этих компаний могли намеренно присуждать бумагам завышенный рейтинг. «Обмануто было американское общество и весь мир», -- заявил по поводу агентств демократ из палаты представителей Пол Канжорски.
В последнее время рейтинговые агентства, наученные горьким опытом, дают самые пессимистичные прогнозы и смело снижают рейтинги слабых экономик и компаний.
Вчера SEC предупредила рейтинговые агентства о том, что она будет преследовать их в соответствии с законом Додда--Фрэнка, даже если они допустили нарушения в других странах. «Компании должны ввести необходимый и достаточный внутренний контроль рейтинговой политики, всех процедур и методологий», -- отмечается в заявлении регулятора.