Анатолий Аксаков направил в Комитет по финансовому рынку и денежному обращению Совета Федерации письмо, в котором выражает озабоченность по поводу изменений, внесенных в статью 29 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и направленных на регулирование отдельных условий кредитных договоров между банками и их клиентами.
Внесенные изменения принципиально отличается от мировых стандартов и положений Директивы ЕС 2008/48 о потребительском кредитовании, - считает Анатолий Аксаков. - В основе европейского регулирования лежит дифференцированный подход к разным видам кредитных продуктов, а также к разным видам условий о процентах, используемых в договорах. Как правило, различия делаются между ипотекой и не-ипотекой, крупными и мелкими кредитами, единичным кредитом и кредитной картой, кредитом с фиксированной и плавающей ставкой. Во всех перечисленных юрисдикциях законодательные нормы, которые регулируют условия о процентах и комиссиях, используемые в договорах потребительского кредитования, являются максимально подробными и насчитывают многие страницы.
Концептуальный подход зарубежным законодателей состоит не в том, чтобы за клиента и банк определять «разрешенные» условия договора, а в том, чтобы обязать кредитные организации в полном объеме доводить до потребителей информацию о «значимых» условиях договора еще на этапе его подписания. Именно это позволяет защитить клиента вне зависимости от ситуации на рынке кредитования и используемых банковских продуктов.
Принятые поправки дают лишь видимость защиты прав заемщика, - уверен Анатолий Аксаков. - Они отличаются неопределенностью и не поддаются однозначному толкованию, оставляя при этом большое количество неурегулированных вопросов. Это вместо облегчения процесса кредитования может еще больше затруднить его и стать причиной социальной напряженности в сфере кредитования физических лиц, индивидуальных предпринимателей, малого и среднего бизнеса.
По мнению банков - членов Ассоциации региональных банков России, в силу большой социальной значимости остро назрела необходимость всеобъемлющего регулирования отношений в сфере потребительского кредитования, чего можно достичь лишь путем принятия специального закона «О потребительском кредитовании».