Минюст согласовал нормативные акты Банка России по разъяснению антиотмывочного закона
Минюст согласовал нормативные акты Банка России по разъяснению антиотмывочного закона, который банки почти полгода нарушали из-за отсутствия понятных правил игры. Об этом на встрече с банкирами сообщил вчера зампред ЦБ Дмитрий Скобелкин.
Участники рынка отмечают, что его переход из Росфинмониторинга в Банк России позитивно сказывается на взаимодействии этих двух ведомств, что должно ускорить работу по борьбе с отмыванием.
Дмитрий Скобелкин был назначен зампредом Банка России летом этого года на место ушедшего Виктора Мельникова, который отвечал за финансовый мониторинг и валютный контроль. В ЦБ г-н Скобелкин уже работал — с 1997 по 2002 год, потом перешел в комитет по финансовому мониторингу (преобразован в Росфинмониторинг) и проработал там более десяти лет.
Вчера было первое публичное выступление г-на Скобелкина в новой должности на встрече ЦБ с банкирами, организованной Ассоциацией российских банков (АРБ). Он обрадовал присутствующих тем, что Минюст только что согласовал нормативные акты ЦБ, дающие разъяснения по закону 134-ФЗ (его еще называют «пять шестерок», так как при прохождении документу был присвоен номер 196666-6), который был принят летом этого года. Банкиры ранее жаловались, что закон, повысивший требования к кредитным организациям в части проверки клиентов, было сложно соблюдать как раз из-за отсутствия пояснений.
В подвешенном состоянии они работают почти полгода. В частности, у банков возникали сложности с информированием Росфинмониторинга (РФМ): согласно закону, кредитные организации должны уведомлять ведомство о заморозке счетов клиентов. Однако порядок уведомления установлен не был, в результате банки блокировали счета, но в РФМ об этом сообщали не всегда. Также у банков возникал вопрос — нужно ли определять бенефициара, если клиент — физическое лицо.
Дмитрий Скобелкин сообщил, что на данный момент Минюст согласовал три нормативных акта ЦБ, в их числе как раз порядок информирования РФМ о мерах по замораживанию и блокированию средств клиента. По словам г-на Скобелкина, ЦБ не уполномочен издавать нормативные акты по идентификации, поэтому банкам были даны письменные рекомендации со ссылкой на требования FATF, согласно которым бенефициарным собственником является не только физлицо, которое в конечном счете владеет или осуществляет контроль над клиентом, но также физлицо, от имени которого проводится операция. Последнее разъяснение не сильно облегчит работу банкам, так как им нужно выявлять круг лиц, оказывающих влияние на действия клиента — физлицо, но в этом вопросе по крайней мере появилась ясность.
Банкиры говорят, что приход Дмитрия Скобелкина в ЦБ позитивно сказывается на взаимопонимании между Росфинмониторингом и Банком России. «А это естественным образом благоприятно отразится на работе кредитных организаций по противодействию отмыванию доходов», — считает вице-президент ВТБ24 Игорь Венгеров. По его словам, поскольку г-н Скобелкин раньше работал в ЦБ, он хорошо знает механизм работы регулятора, поэтому процессы, связанные с совместной работой с Росфинмониторингом, получают позитивный импульс.
Впрочем, руководитель службы финмониторинга одного из крупных банков отмечает, что раньше ЦБ вводил мораторий на штрафы за несоблюдение подобных «тяжелых» законов или вообще давал отсрочку вступления в силу. «Сейчас регулятор этого делать не стал, и банки находятся под угрозой жестких санкций, что свидетельствует об ужесточении политики регулятора в части борьбы с отмыванием», — заключает банкир.
Источники РБК daily, близкие к ЦБ, указывают на то, что одна из задач, которые были поставлены перед г-ном Скобелкиным при его назначении в ЦБ, — наладить более эффективное взаимодействие регулятора не только с РФМ, но и с правоохранительными органами. Ранее экс-глава Банка России Сергей Игнатьев неоднократно говорил о том, что правоохранительные органы не реагируют на сообщения ЦБ о сомнительных операциях в российской экономике.