Бюро Кредитных Историй (БКИ) предлагают отражать в кредитной истории информацию о смерти или недееспособности заемщика
Бюро кредитных историй (БКИ) включились в законотворческий процесс: лидеры рынка подготовили собственные поправки к проекту Минфина по регулированию этого рынка.
Один из главных моментов, который волнует бюро,— широкие возможности для мошенничества, которые дает последняя версия поправок в законопроект о кредитных историях.
О том, что крупнейшие БКИ ("Эквифакс кредит сервисиз", ОКБ и НБКИ; содержат более 90% данных о кредитных историях) выработали поправки к новой редакции закона "О кредитных историях" (находится на рассмотрении в Минфине), рассказали "Ъ" участники рынка. Основной упор в своих предложениях (есть в распоряжении "Ъ") бюро сделали на борьбу с мошенничеством.
В частности, БКИ предлагают отражать в кредитной истории информацию о смерти или недееспособности заемщика. Сейчас такая информация в бюро не поступает, что дает мошенникам возможность для получения кредитов по документам умерших или признанных недееспособными лиц. "В случае смерти человека родственники обязаны сдать его паспорт в ЗАГС, но мошенники могут воспользоваться случаем и в течение нескольких дней оформить кредит",— говорит директор по продуктам и маркетингу "Эквифакс кредит сервисиз" Сергей Харченко. По словам члена совета директоров банка "Траст" Григория Варцибасова, еще более распространены случаи, когда мошенники оформляют кредит на недееспособного человека. "Нельзя сказать, что число таких случаев велико: на них приходится менее 1% всех выданных кредитов, но соответствующая информация, отраженная в кредитной истории, помогла бы полностью предотвратить возможность такого мошенничества".
Кроме того, в БКИ уверены, что ряд нововведений, предложенных Минфином в рамках изменения закона "О кредитных историях", расширит возможности мошенников. В частности, речь идет о прописанной в проекте Минфина возможности внесения изменений в титульную часть кредитной истории при смене паспортных данных заемщика на основании нотариальных документов, направляемых в БКИ по почте. Сейчас внести подобные изменения дистанционно нельзя — для этого заемщик с документами, подтверждающими факт изменения данных, должен обратиться в БКИ или к банку-кредитору. Нотариальные отметки нередко подделываются, поэтому вносить изменения в кредитную историю только на основании их рискованно, уверены эксперты. По словам Сергея Харченко, при таком порядке, направление в БКИ поддельных документов о смене паспортных данных и внесение на основании их изменений в титульную часть, приведет к обнулению кредитной истории заемщика с реальными данными. В то же время в БКИ в целом не против дистанционной корректировки титульной части кредитной истории, но предлагают это делать на основании данных Федеральной миграционной службы (ФМС), предоставляемых в электронном виде. Только получая информацию от госоргана, который уполномочен выдавать паспорта, бюро может быть уверено в подлинности данных, указывает гендиректор ОКБ Даниэль Зеленский.
Рискованной сочли в БКИ и идею Минфина о возможности передачи данных о кредитной истории на бумажных носителях для отдельных видов кредиторов. "В случае передачи данных на бумаге, например по почте или с курьером, возникает риск несанкционированного доступа к персональной информации и подделки бумаг",— отмечают авторы поправок, настаивая на электронном формате взаимодействия кредиторов с бюро.
Основные клиенты БКИ — банки — рассчитывают, что Минфин прислушается к позиции участников рынка и примет предложенные бюро поправки. Авторы поправок намерены направить свои предложения в ведомство в ближайшее время. По словам вице-президента Кредит Европа банка Ильсура Гибадуллина, сегодня проблема мошенничества для банковского сектора как никогда актуальна. "Вместе с бурным ростом потребкредитования вырос и процент мошеннических операций,— отмечает он.— По нашим оценкам, около 30% дефолтов по быстрым кредитам — потери от мошенничества". Компания Experian (занимается разработкой систем управления рисками для банков) оценивает объем потерь российских банков от мошеннических операций в 2012 году примерно в 7 млрд руб.