Росфинмониторинг предлагает значительно расширить полномочия государственных органов в борьбе с фирмами-однодневками
Росфинмониторинг предлагает значительно расширить полномочия ряда государственных органов в части борьбы с фирмами-однодневками, уклонением от уплаты налогов и отмыванием преступных доходов. Проект поправок опубликован на сайте Минэкономразвития для определения регулирующего воздействия.
Документом вносятся изменения в целый ряд законов и кодексов РФ, касающиеся, помимо прочего, расширения применения антиотмывочного законодательства, предоставления банковской информации налоговикам и правоохранительным органам, процедур ликвидации и банкротства юрлиц.
Предлагается значительно расширить полномочия налоговых органов на получение информации от банков по счетам и депозитам их клиентов. Поправками в Налоговый кодекс банки хотят обязать сообщать налоговым органам не только об открытии, закрытии, изменении реквизитов счетов организации и индивидуальных предпринимателей и об использовании ими корпоративных электронных средств платежа, но также об открытии или закрытии депозитов, распространив это требование и на физлица.
Также вводится обязанность банков выдавать налоговым органам справки о наличии счетов и вкладов (сейчас только счетов), об остатках денежных средств на них и выписки по операциям с ними организаций, индивидуальных предпринимателей (ИП) и физлиц (сейчас только организации и ИП).
Одновременно с этим предлагается расширить возможности налоговых органов запрашивать такие справки. Если сейчас они могут обращаться за ними в случае вынесения решения о взыскании налога или решений по приостановлению операций по счетам, то после принятия данного закона налоговики смогут запрашивать справки и при проведении мероприятий налогового контроля, а также на основании запроса иностранного государства.
Расширяются также полномочия налоговиков при проведении камеральных проверок. Так, предлагается дать налоговым органам право требовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные документы по операциям, сведения о которых содержатся в налоговых декларациям по НДС, в случае, если информация в декларациях разных налогоплательщиков по одной и той же операции расходится.
Более жестко прописывается обязанность организаций указывать свой реальный адрес местонахождения в данных, подаваемых в ЕГРЮЛ, так они должны обеспечивать получение от налоговых органов почтовых отправлений на этот адрес.
При этом руководитель (или его заместитель) налогового органа может принять решение о приостановлении операций организации по ее счетам в банке, если почтовое отправление налоговиков в адрес налогоплательщика, указанный в ЕГРЮЛ, вернется в налоговые органы с пометкой об отказе от его получения или отсутствии организации по данному адресу.
Поправками в закон "Об оперативно-розыскной деятельности" предлагается в перечень гражданских прав, которые допускается ограничивать при проведении оперативно-розыскных мероприятий на основании судебного решения, включить банковскую тайну.
Наведение справок в кредитных организациях по операциям и счетам клиентов разрешается только для выявления, пресечения и раскрытия преступления средней тяжести, а также тяжких и особо тяжких.
Основанием для такого решения судьи должно быть мотивированное постановление одного из руководителей органа по оперативно-розыскной деятельности, перечень таких руководителей устанавливается ведомственными нормативными актами.
Аналогичные поправки вносятся и в закон "О банках и банковской деятельности".
При этом служащих банков предлагается лишить права разглашать сведения о фактах предоставления информации данным органам. За разглашение этой информации они будут нести ответственность.
Законопроект предусматривает также большую группу поправок в закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В частности, предлагается расширить понятия легализации, включив в нее невозвращение из-за границы валютных средств, уклонение от уплаты таможенных или налоговых платежей, неисполнение обязанностей налогового агента, а также сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов.
Предлагается также ввести понятие "бенефициарный владелец" - физическое лицо, которое имеет возможность определять действия клиента.
Росфинмониторинг предлагает расширить перечень операций, подлежащих обязательному контролю, когда их сумма равна или превышает 600 тыс. рублей.
В перечень включаются операции по внесению физлицом оператору по приему платежей или оператору мобильной связи наличных средств для исполнения денежных обязательств перед поставщиком работ или услуг, либо направленных госорганам, органам местного самоуправления и бюджетным учреждениям, находящимся в их ведении.
Любое внесение наличных средств на счет юрлица на сумму, превышающую 600 тыс. рублей, и банковские операции по зачислению на счет организаций средств со счетов органов Федерального казначейства также предлагается относить к контролируемым.
Список таких операций может быть пополнен и операциями выдачи и возврата займа микрозаймовой организации, если его сумма выше установленного предела.
Предлагается также контролировать беспроцентные займы и безвозмездную финансовую помощь, когда сумма превышает 600 тыс. рублей, а также предоставление и получение займа, ставка по которому более чем в два раза ниже ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Росфинмониторинг предлагает значительно расширить контроль за операциями с ценными бумагами. В действующей редакции закона о противодействии отмыванию преступных доходов контролируются только операции по приобретению физлицом бумаг за наличный расчет, если одной из сторон сделки является лицо, имеющее регистрацию либо место нахождения в государстве, которое не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо если эти операции проводятся с использованием счета в банке, зарегистрированном в таком государстве.
Сейчас же к операциям, контроль за которыми предлагается осуществлять с использованием антиотмывочного закона, предлагается отнести исполнение профучастником требований по перечислению средств клиента третьему лицу и перечислению денежных средств на счет клиента-резидента в банке за пределами РФ.
Принятие к учету средств клиента, поступивших на счет профучастника от третьих лиц (за исключением поступивших со счета другого профучастника) или клиринговой организации, где учитывались средства этого клиента, и средств поступивших от сделок, совершенных данным профучастником, также будет подлежать контролю.
Еще один вид операций с ценными бумагами, которым предстоит уделять особое внимание, может стать их продажа на бирже в интересах клиента-нерезидента, когда бумаги были зачислены на счет депо, открытый клиенту, по сделкам, совершенным не на биржевых торгах, за исключением маржинальных сделок.
Будет подлежать контролю и возврат профучастнику клиентом-нерезидентом занятых в рамках маржинальных сделок ценных бумаг в случае, если возврат осуществляется бумагами, полученными по сделкам, совершенным не на биржевых торгах.
Контролировать предлагается второе и каждое последующее зачисление (списание) ценных бумаг, допущенных к торгам на фондовых биржах, на счет депо, открытый клиенту-нерезиденту, по сделкам, совершенным не на биржевых торгах, за исключением зачисления (списания) на счет депо акций российского эмитента, связанного с их обращением за пределами РФ посредством размещения и обращения депозитарных расписок, а также сделок РЕПО.
Росфинмониторинг предлагает, чтобы обязательному контролю подлежали операции по переводу денежных средств, в том числе за границу, по операциям перестрахования, если ее сумма равна или превышает 3 млн рублей.
Для страховых выплат и уплаты физлицом страховой премии по договорам страхования жизни, а также инвестиционного дохода и займов физлиц в пределах сформированного страхового резерва минимальную сумму для отнесения операции к категории контролируемой предлагается установить на уровне 2 млн рублей.
Предлагается также отменить предельный размер финансовых операций в 15 тыс. рублей, до превышения которого идентификация клиента - физического лица не проводится (за исключением случая, когда характер операции вызывает подозрение в легализации криминальных доходов или финансирования терроризма).
Помимо этого предполагается наделить профучастников рынка ценных бумаг правом отказать в заключении договора на оказание услуг своим потенциальными клиентам при наличии подозрительных признаков или расторгнуть уже заключенный и отказать в выполнении операций по поручению клиента.
Согласно предлагаемой редакции закона, уполномоченный орган (Росфинмониторинг) при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция, сделка связаны с отмыванием доходов, будет направлять соответствующие информацию и материалы не только в правоохранительные, но и в налоговые органы.
Наряду с ужесточением ряда положений закона страховые медицинские организации, действующие исключительно в сфере обязательного страхования, напротив предлагается вывести из-под действия антиотмывочного закона.
Из разряда организаций, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, на которые распространяется действие закона, предполагается исключить религиозные организации, музеи, а также использующие драгметаллы в медицинских, научно-исследовательских целях, либо в инструментах, приборах, оборудовании организации и предприятия, осуществляющие деятельность в сфере производства и эксплуатации транспорта, машин и оборудования.
Вместе с тем в перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и потому обязанных выполнять положения антиотмывочного закона предлагается дополнительно включить общества взаимного страхования, страховых брокеров, негосударственные пенсионные фонды, операторов мобильной связи.
Часть поправок касается процедур банкротства и ликвидации юрлиц.
Так, поправками в Гражданский кодекс предлагается ввести ограничения срока ликвидации юрлица - год после приятия решения об этом его учредителями или уполномоченным органом. При невозможности своевременного завершения ликвидационных мероприятий они могут быть продлены не более чем на 6 месяцев. При этом правительству РФ предлагается предоставить право устанавливать для отдельных юрлиц другой срок ликвидации.
Кроме того, предлагается зафиксировать обязанность ликвидационной комиссии в случае недостаточности имущества ликвидируемого юрлица для удовлетворения требований кредиторов обратиться в арбитражный суд с заявлением о его банкротстве.
Вместе с тем предлагается внести в Гражданский кодекс положение об ответственности членов ликвидационной комиссии за соблюдение срока и порядка ликвидации юрлица, а также о праве кредиторов в случае несоблюдения срока обратиться в суд с заявлением о назначении предложенного ими ликвидатора из числа арбитражных управляющих.
Кроме того, предложена новая редакция статьи об ответственности должника и других лиц в деле о банкротстве. В ней, в частности, предлагается зафиксировать презумпцию виновности контролирующего лица, руководителя должника, если их действиями причинен существенный вред имущественным правам кредиторов, либо если к моменту принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют документы бухучета или в них нет необходимой информации, в результате чего существенно затрудняются процедуры банкротства.
Изменениями в закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предлагается не допускать реорганизацию юрлица в форме присоединение к юрлицу, в отношении которого в ЕГРЮЛ внесена запись о том, что оно находится в процессе ликвидации, либо в отношении которого принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ.