ЦБ изменит порядок формирования банками резервов на возможные потери по ссудам
Банк России разработал поправки в свое положение от 28 июня 2017 года № 590-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности». Проект соответствующего указания опубликован на сайте регулятора.
«Проект разработан с учетом надзорной практики, предложений банковского сообщества и Минэкономразвития России в целях регулирования подходов к оценке кредитных рисков, принимаемых кредитными организациями по ссудам, и их минимизации», — указано в пояснительной записке к документу, в которой перечислены ключевые новации.
Так, проект устанавливает особый порядок формирования резервов по кредитам и займам, предоставленным в рамках реализации механизма проектного финансирования на базе Внешэкономбанка.
Успей зарегистрироваться на конференцию «Цифровая ипотека без прикрас»
Регистрация и описание по ссылке ipoteka.today
Также предусматривается, что ссуда не признается реструктурированной, если размер процентной ставки снижен в связи со снижением ключевой ставки Банка России, при оценке финансового положения заемщика как хорошего.
Также новое указание ЦБ устанавливает требование о классификации ссуд, предоставленных заемщикам и использованных заемщиками прямо или косвенно (через третьих лиц) для вложений в уставные капиталы других юридических лиц (за исключением вложений в рамках федеральных целевых программ, а также вложений в уставные капиталы стратегических предприятий/организаций или организаций оборонно-промышленного комплекса для целей выполнения государственного оборонного заказа), не выше чем в III категорию качества. Формируемый после уменьшения на величину обеспечения I и II категории качества резерв по данным ссудам не может быть меньше 10%, кроме случаев, когда по ссуде предоставлена гарантия Российской Федерации в сумме не менее размера ссуды. Кредитной организации также предоставляется право на основании решения уполномоченного органа повысить (не более чем на одну) категорию качества такой ссуды, если финансовые показатели деятельности заемщика свидетельствуют о том, что платежи по основному долгу и процентам будут осуществлены своевременно и в полном объеме. Формируемый резерв по ссудам, которые по решению уполномоченного органа кредитной организации классифицированы во II категорию качества, не может быть меньше 5%.
Документом дополняется перечень заемщиков-юрлиц, на которых не распространяется требование о необходимости определения реальности их деятельности. Перечень иных существенных факторов, позволяющих повысить категорию качества ссуды на одну классификационную категорию, дополняется фактором наличия у заемщика государственной поддержки, предоставленной ему в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
Также устанавливается, что требование о классификации не выше чем в III категорию качества ссуд, направленных заемщиками-юрлицами прямо или косвенно (через третьих лиц) на погашение обязательств других заемщиков перед кредитной организацией, предоставившей ссуду, либо перед другими кредитными организациями, может не применяться, если на указанные цели в совокупности направлено менее 600 тыс. рублей.
Проект указания предусматривает распределение видов обеспечения на три категории качества (вместо двух, действующих в настоящее время), установление для III категории качества дисконта в размере 80% от стоимости обеспечения. Перечень обеспечения I категории качества дополняется независимыми гарантиями и поручительствами АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» при соблюдении нормативов, установленных федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Также уточняются требования к отдельным видам обеспечения, в частности к товарам в обороте и собственным векселям кредитной организации.
Кроме того, новое указание предусматривает увеличение для кредитных организаций с базовой лицензией порогового значения величины ссуды (совокупности ссуд), предоставленной одному заемщику, для включения в портфель однородных ссуд с 0,5% до 1,5% от величины собственных средств (капитала) кредитных организаций.
Уточняются признаки обесценения ссуд в целях формирования резерва на портфельной основе.
Документом предполагается возможность включения в портфели ссуд величиной не более 100 тыс. рублей, предоставленных заемщикам-физлицам, при отсутствии документов для оценки их финансового положения, с формированием резерва в предусмотренном для соответствующих портфелей размере, увеличенном на 0,5 процентного пункта, но не более 100%. Предусмотрена возможность не исключать ссуду из портфеля однородных ссуд при выявлении фактов недействительности документа, удостоверяющего личность заемщика, отсутствия у кредитной организации документов, подтверждающих осуществление сделки с заемщиком, при условии формирования по таким портфелям резерва в размере 100%.
Из пояснительной записки следует, что в новой редакции положения № 590-П будет увеличен с 5 млн до 10 млн рублей размер предоставленных субъектам МСП ссуд, которые при среднем финансовом положении заемщика могут включаться в портфель однородных ссуд (не исключаться из него).
Также документ устанавливает, что резерв по военной ипотеке формируется в отношении величины, определяемой как разница между суммой требования по военной ипотеке и накопительными взносами, включая средства, поступившие из федерального бюджета.
Наконец, проект указания расширяет перечень информации, которая может использоваться для анализа финансового положения заемщика — субъекта МСП.
Предложения и замечания к проекту Центробанк принимает до 27 мая.