Комитет по финансовому рынку рекомендовал принять в первом чтении проекты Федеральных законов
- Об особенностях обеспечения финансовых обязательств - О внесеннии изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования секьюритизации финансовых активов). Планируется, что в пятницу, 16 октября, или в среду 21 октября, оба законопроекты будут рассмотрены на пленарном заседании Государственной Думы и приняты в первом чтении.
Комментарий Олега Иванова, - эксперт Комитета Государственной Думы по финансовому рынку,вице-президент Ассоциации региональных банков России
Следует поддержать скорейшее принятие закона о секьюритизации. Этот механизм финансирования остро необходим нашим банкам и экономике в целом. Благодаря нему банки смогут дешевле привлекать средства, рефинансировать портфели автокредитов, потребительских кредитов и кредитов малому бизнесу. По разным оценкам, потенциально сегодня можно было бы секьюритизировать банковские активы на несколько трлн рублей. Это позволило бы разгрузить банковские балансы и сделать кредит более доступным и дешевым. В то же время можно высказать ряд концептуальных замечаний к правительственному проекту. Во-первых, они касаются правового статуса специализированного финансового общества (СФО). По мнению экспертов, в проекте правительства не нашли отражения ключевые правовые концепции секьюритизации. Это - защищенность СФО от банкротства, ограничение ответственности СФО, особенности реализации права на предъявление иска. Во-вторых, резко ограничены полномочия СФО по привлечению финансирования и заключению сделок. Это также не соответствует мировой практике. Например, на рынке секьюритизации широко используются сделки, основанные на создании так называемого склада (warehouse transactions), когда СФО финансируется не через выпуск ценных бумаг, а через получение банковских кредитов. В-третьих, полное непонимание у экспертов вызвала идея использовать в сделках секьюритизации договор факторинга. В мировой практике стороны могут передавать активы на основании договоров разных видов, но нигде при секьюритизации не используется договор факторинга. Напротив, в проекте Правительства предлагается использовать только факторинг, а все другие возможности - запретить. Почему при подготовке закона о секьюритизации так важно учесть мировой опыт? Дело в том, что у этих сделок есть одна важная особенность. Если правовой режим российского СФО не будет адекватным с точки зрения инвесторов, то банки и инвесторы легко уйдут за рубеж. Например, в Люксембург или в Голландию. Потому что там наиболее удобное законодательство для создания СФО. Банку все равно, где создавать такие компании, главное - это учесть интересы инвесторов, которые покупают ценные бумаги. В этом особенность секьюритизации: она изначально носит трансграничный или глобальный характер. Плохим или непонятным инвесторам национальным законом о секьюритизации никто не воспользуется. Российские банки будут привлекать финансирование не по российскому закону, а по закону Люксембурга. Именно поэтому нам нужен не просто хороший, а очень хороший, конкурентоспособный в мировом масштабе закон. Только в этом случае секьюритизация заработает в России. Напомню, что в последние четыре года российские банки провели около 30 трансграничных сделок секьюритизации. Их объем составил около 10 млрд долл. Для сравнения в Америке этот рынок составляет 5 трлн долларов, а в Европе - почти 1 трн евро, то есть в 100 и 500 раз больше российского рынка. Для того чтобы сократить это значитеное отставание и подтянуть российский финансовый рынок до развитых аналогов следует очень внимательно прислушиваться к пожеланиями и предложениям инвесторов и ведущих международных специалистов. Поэтому закон о секьюритизации не должен являться плодом кулуарного творчества ограниченного числа правительственных экспертов.