Минэкономразвития собирается создавать систему индикаторов, которая будет призвана помочь разглядеть наступление кризиса
Минэкономразвития собирается создавать систему индикаторов, которая будет призвана помочь как можно раньше разглядеть наступление кризиса. Предполагается, что в перечень индикаторов войдут те показатели, от которых больше всего зависит российская экономика. В качестве ключевых предполагается использование данных об электропотреблении и перевозках грузов железнодорожным транспортом.
Идея хороша, но не нова — Институт проблем естественных монополий занимается расчетом подобных индексов уже более трех лет: индексы ИПЕМ-производство (электропотребление) и ИПЕМ-спрос (погрузка грузов на железнодорожном транспорте), разработанные в сотрудничестве с Минпромторгом, прекрасно зарекомендовали себя в кризис как эффективный элемент мониторинга за состоянием экономики и промышленности.
Опыт работы в этом направлении позволяет утверждать, что, во-первых, некорректно называть подобные индикаторы «опережающими». Таковыми они являются только по отношению к официальной статистике. Индексы на основе электропотребления и грузовых перевозок можно рассчитывать настолько оперативно, насколько быстро появляется исходная информация, то есть уже в течение первых дней после отчетного месяца, тогда как официальная статистка появляется лишь еще через две недели.
Во-вторых, подобные индексы оперативны по сравнению с индексами Росстата, не требуют уточнения и лишены других недостатков оперативной официальной статистики, но сами по себе не способны заблаговременно предсказать наступление кризиса. Только анализ поведения обоих показателей одновременно, причем именно в качестве индикаторов производства и спроса в промышленном секторе, позволяет выявлять кризисные явления с некоторым опережением. Действительно, индексы ИПЕМ-производство и ИПЕМ-спрос отразили наступление кризиса 2008 года на два месяца раньше официальной статистики.
Суть процесса подобного антикризисного мониторинга в понимании хронологии развития кризиса заключается в том, что спрос начинает снижаться заблаговременно, ощутимо раньше, чем корректируются производственные планы компаний и снижаются объемы производства. В кризис 2008 года этот разрыв составил около двух месяцев. Все это время в надежде на скорую нормализацию ситуации промышленность работала «на склад» и поддерживала высокие объемы производства, что не позволяло зафиксировать наступление кризисных явлений только на основании индекса промышленного производства. Данные выводы косвенно подтверждаются и таким показателем, как «остатки грузов на складах грузоотправителей», который также необходимо учитывать при анализе.
Минэкономразвития пока только собирается разрабатывать подобные индексы, но к тому времени, когда они будут работоспособны, может оказаться уже поздно — даже официальная статистика может успеть зафиксировать негативные явления в экономике. Более того, наши наблюдения показывают, что кризисные явления в промышленности проявляются уже с начала 2012 года — индексы производства и спроса движутся разнонаправленно, как и осенью 2008 года, правда, динамика расхождения гораздо более плавная. Здесь встает вопрос: где та грань, за которой можно смело говорить, что страна в кризисе?
Как уже было подмечено многими экспертами, возможный грядущий кризис будет иметь иной характер и наверняка будет развиваться не так, как предыдущий. Вероятно, одним из основных отличий станет именно скорость распространения кризисных явлений. Если это так, то повод для опасения уже имеется: первые признаки кризиса давно налицо — замедление темпов роста и расходящаяся динамика индексов производства и спроса уже зафиксированы. Однако реальность такова, что альтернативные официальной статистике индексы могут сколько угодно фиксировать «предпосылки кризиса», однако пока не начнется явное падение всех основных показателей, зафиксированное официальной статистикой, никаких антикризисных управленческих решений принято не будет.
Дефицит времени на разработку системы индикаторов для своевременного обнаружения кризиса очевиден. Главные методологические основы расчета индексов на базе объемов железнодорожных перевозок и потребления электроэнергии не являются секретом, но решение главной задачи — верное применение их на практике — как раз требует много времени, которого может и не хватить.