27 октября 2011
1598
поделитесь с друзьями

Минфин предложил на рассмотрение министерств и ведомств законопроект о потребительском кредите, работа над которым ведется с 2004 года

Минфин предложил на рассмотрение министерств и ведомств законопроект о потребительском кредите, работа над которым ведется с 2004 года. Документ, без которого правоотношения банков и заемщиков являются предметом постоянных правовых споров, регулирует рынок розничного кредитования, обремененного для банков чрезмерными рисками, а для заемщиков - повышенными ставками. Версия законопроекта, предложенная Минфином, выводит права заемщиков на уровень, делающий экспресс-кредитование значительно менее интересным бизнесом для банков.
 
Вчера Минфин разместил на своем сайте доработанный законопроект "О потребительском кредите", который регулирует отношения банков и розничных заемщиков. "Действующее законодательство и практика потребительского кредитования до принятия федерального закона "О потребительском кредите" не учитывали принятых в международной практике специфических прав заемщика, возникающих у него в связи с получением потребительского кредита",- говорится в пояснительной записке к законопроекту. Как пояснили в Минфине, этот проект разослан заинтересованным ведомствам и после получения их отзывов будет отправлен Минфином в правительство.
 
Ключевые нормы документа касаются регулирования экспресс-кредитования, являющегося наиболее доходным для банков и - самым дорогим и проблемным для заемщиков. Из законопроекта Минфина следует, что банки будут обязаны уведомлять заемщиков о возникшей просроченной задолженности не позднее одной недели с момента ее появления и только письмом с уведомлением. Соответственно, больше других пострадают банки, работающие в самом доходном сегменте POS-кредитования (ставки по кредитам достигают 30-70% годовых), но при этом доля просроченной задолженности достигает 20-30%. "Такой практики нет ни у одного банка",- рассуждает руководитель розничных продаж Промсвязьбанка Егор Шкерин.
 
"Одно письмо с уведомлением стоит порядка 30 рублей, и если в среднем по рынку просрочка составляет 10%, а у банка 5 млн клиентов, то расходы на почту составят $500 тыс. в месяц, это немыслимая сумма",- уточняет член правления банка "Ренессанс Кредит" Сергей Королев. Однако глава Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин напоминает, что некоторые банки специально долго не сообщают заемщику о просрочке, чтобы размер его задолженности с учетом штрафов и пеней продолжал расти. "Но уведомление смс или электронной почтой не вариант, в суде банк не может доказать факт уведомления",- добавляет он.
 
Также документ Минфина запрещает рассылку банковских карт, если нельзя "однозначно установить, что она была получена заемщиком лично, либо его представителем, имеющим на это право". Притом что рассылка банковских карт - значительная часть бизнеса целого ряда банков, специализирующихся на потребительском кредитовании. "И это представляется логичным, поскольку нельзя установить, получил заемщик карту или нет, при этом некоторые банки начинают начислять плату за ее использование, и возникает просроченная задолженность без ведома потенциального получателя",- говорит зампред Абсолют-банка Эмиль Юсупов.
 
Если законопроект Минфина будет принят, банки, работающие в сфере необеспеченных кредитов, не смогут включать в банковские договоры иные услуги, в частности, страхование. "В ипотеке и автокредитовании страховые договоры оформляются в виде отдельных документов, а в потребительских кредитах, как правило, это условие содержится в договоре потребительского кредита, но по сути это псевдострахование, так как выплаты по страховым случаям по таким кредитам стремятся к нулю, то есть, комиссии за страхование являются для банков источником дополнительного дохода",- говорит Эмиль Юсупов. Страхование сопровождает большинство банковских продуктов, поскольку, с одной стороны, позволяет минимизировать риски банков в случае возникновения проблем с исполнением обязательств заемщиков, с другой - обеспечивает им дополнительный доход за счет комиссии страховщиков.
 
Чиновники с 2004 года занимаются разработкой законодательства о потребительском кредитовании. Сейчас правоотношения банков и заемщиков регулируются в основном гражданским кодексом и законодательством о защите прав потребителей. Из-за отсутствия четких формулировок этот сектор бизнеса является для заемщиков наиболее уязвимым с точки зрения правовых рисков. Целый ряд громких судебных разбирательств в этой сфере привел к изменению, например, обязанностей банков по раскрытию эффективных процентных ставок, отмене ряда комиссий за кредиты, запрету на изменение ставок по кредитам в одностороннем порядке. Уровень ставок и рисков в секторе потребительского кредитования в значительной степени будет определяться степенью проработки законодательных норм, которые на протяжении нескольких лет оказывались спорными, что привело к задержке в принятии законопроекта более чем на шесть лет.